Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 38

'№ По-новому, но не заново (лат.)

s(i Викентий Леринский. Напоминание, 22:7 (СС 64, р. 177).

:i'J- "J- von Almcn. «Is the Ordination of Women to the Pastoral Ministryjustifiable», in: H.Karl Lutge. Sexuality  – Theology – Priesthood, San Gabriel, p. 35.

The Orthodox Church (September, 7, 1975), p. 4.

Православные противники женского священства подчеркивают неотменимость апостольской эры и вместе с тем признают, что один Новый Завет не может решить этого вопроса, внести в него ясность и определенность. Их доводы основаны и на Писании, и на предании, взятых вместе и толкуемых как единое и неделимое целое. Они не просто ссылаются на то, что Христос избрал апостолами мужчин, но настаивают, что более девятнадцати веков перковь рукополагала в священники и епископы только мужчин. Другими словами, они ссылаются на двухтысячелетнюю историю перкви; не на сказанное, а на реально происходившее. Они не просто приводят такие отрывки, как 1 Кор 14:34  – 35 или 1 Тим 2:11 – 12, взятые по отдельности, но, скорее, ссылаются на то, как толковали и претворяли в жизнь библейское откровение. Предание  – это ни что иное, как внутренняя непрерывная связь Нового Завета и последующего опыта церкви. Рукоположение женщин в священники недопустимо именно потому, что оно противоречит этой живой непрерывности.

Чтобы обосновать наше обращение к преданию, необходимо подчеркнуть три основные мысли.

3. Иисус Христос - не только подлинный Человек, но истин ный Бог. Он вошел в историю, став выше ее. Мы видим в Нем не только наставника, связанного условностями своего времени; Он - воплощенное Слово, и из Его уст мы слышим не личные мнения, которые скоро устареют, а вечную истину. Отрицая слепое сле дование обычаям того времени, Он часто выказывал поразитель ную независимость. Иисус говорил своим ученикам: «Вы слыша ли, что сказано древним... А Я говорю вам...» (Мф 5:21-22). Он называл Себя Господином субботы, открыто нарушая принятые правила, ел с мытарями и грешниками; к удивлению Его последо вателей, Он разговаривал с самаритянкой и вообще пренебрегал правилами общения с женщинами, обязательными для каждого раввина того времени. Таким образом, если бы Сын Божий захо тел сделать женщин апостолами, Он бы так и поступил, несмот ря наусловности, сложившиеся в иудаизме или в остальном древ нем мире. То, что Он не избрал их апостолами, остается для нас решающим и сегодня. Можем ли мы усматривать тут ошибку воп лощенного Слова и Премудрости Божьей, полагая, что мы лучше знаем истину?

4.  Вторая мысль продолжает первую. Как Тело Христово, как «столп иутверждение истины» (1 Тим 3:15), церковь больше, чем сообщество людей, способное ошибаться. Христос обещал: «Дух Истины ... наставит вас на всякую истину» (Им 16:13). Внутри церкви могут возникать заблуждения, но они никогда не восторжествуют, ибо Христос говорил, что в конечном счете истина окажется непобедимой. Неужели это обетование не исполнено? Неужели мы скажем, что, не рукополагая женщин, церковь ошибается почти две тысячи лет, несправедливо отказывая половине рода человеческого в законных правах?

3. Несомненно, в жизни церкви есть много второстепенных вопросов, о которых Господь не говорил, оставляя грядущим поколениям решать их по собственному усмотрению. Но (и это третья мысль) вопрос о допущении женщин к священнослужению отнюдь не второстепенен! Решая его, мы показываем, как понимаем священническое служение и человеческую природу. Если женщины могут и должны быть священниками, отрицание этого права на протяжении двух тысячелетий - серьезная несправедливость, трагическая ошибка. Вправе ли мы винить в ней отцов церкви, Вселенские соборы, апостолов и Сына Божьего?

Тут следует рассмотреть некоторые доводы противоположной стороны.

1.    Иисус действительно сделал Своими учениками только муж чин, однако, известно и то, что Он избирал на эту роль только обрезанных евреев. Если церковь отклонилась от Его примера, допустив к апостольскому и священническому служению неевре ев, то почему бы не поступить так же и в отношении женщин? Если мы не следуем примеру Христа в первом случае, зачем сле довать ему во втором?

Я не нахожу этот довод убедительным. Что касается рукоположения неевресв, то такая возможность была признана почти сразу, когда еще были живы главные свидетели Слова - те, что лучше всех познали «ум Господень»(1 Кор 2:16). На Апостольском соборе в Иерусалиме церковь постановила не считать обрезание и другие требования еврейского закона обязательными для всех (Деян 15:23 - 29). С тех пор все виды священнического служения были открыты и для евреев, и для неевреев. Но ни апостолы, ни их преемники в течение девятнадцати столетий не рукополагали женщин. Огромное различие между этими двумя вопросами совершенно очевидно.

2.    А как насчет рабства? Почти каждому современному хрис тианину очевидно, что один человек не может владеть другим, покупать и продавать его  – это совершенно несовместимо с хри стианскими понятиями о человеческом достоинстве. Но в тече ние семнадцати или восемнадцати столетий большинство хрис тиан воспринимало рабство как нечто само собой разумеющее ся. Если церкви понадобилось столько времени, чтобы осознать порочность рабства, почему бы еще через пару веков не покончить и с дискриминацией женщин? Если христианский мир мог изменить одно, почему бы не поменять и другое?

Этот аргумент серьезнее, но можно ли сравнивать терпимость к рабству и то, что женщин не возводят в духовный сан? Различие между мужчиной и женщиной существует от природы, чего нельзя сказать о различии между рабами и свободными. Василий Великий сказал: «От природы никто не раб»39. Рабство  – следствие грехопадения. Различие между мужчиной и женщиной, напротив, присуще природе человека и существовало до грехопадения (Быт 1:27). Кроме того, некоторые отцы церкви, в особенности Григорий Нисский, выступали против рабства, считая, что это есть зло  – возможно, необходимое, но зло40. Однако ни один отец церкви не говорит, что недопущение женщин к духовному сану  – необходимое зло.