Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 4

2. Женщины-проповедники и миссионеры, признанные «рав ноапостольными»  – редкость на христианском Востоке. Но у православной женщины есть другая, более сокровенная форма служения  – она может быть женой священника. В Православной церкви приходской священник, как правило, женат. Если во гла ве прихода стоит монах или неженатый священник  – это исклю чение; неженатых священников, не давших монашеского обета, совсем мало. Нельзя считать простой случайностью или чем-то второстепенным то обстоятельство, что у священника есть жена; точно так же, как нельзя считать жену священника женщиной, которая случайно вышла замуж за будущего священнослужителя. На ее положение в приходе указывает ее звание: в Греческой цер кви священник называется пресвитерос или паппас, а его жена  – пресвитера или паппадия, в русской церкви священника называ ют батюшкой, а его жену  – матушкой. Женщина в доме налажива ет и охраняет жизнь;  жена священника призвана играть ту же роль в приходе. Священник  – отец не только собственных детей, но и всей общины; жена священника должна быть матерью не только в собственной, но и в приходской семье. Это не значит, что ее назначили на такую должность  – она просто осуществляет таким образом царственное священство, к которому призваны все. Свое материнское предназначение она должна осуществлять с предельным благоразумием, не столько словом и делом, сколь ко всей своей личностью.

13 Anglican-Orthodox Dialogue, pp. 58  – 69. Существует схожий перечень заключений, одобренный Родосским симпозиумом 1988 г.: Limouris. The Place of the Woman in the Orthodox Church, p. 30.

3. Однако существует форма служения, к которому женщины несомненно призваны: это служение диаконисе14. Этот чин стал особенно важным в IV и V вв., но начиная с VI в. он постепенно утрачивал свое значение на христианском Востоке. Однако вплоть до XI в. диаконисе рукополагали иногда на служение (чаще всего это были настоятельницы монастырей), и самый их чин формально не был упразднен на христианском Востоке; поэтому здесь и сейчас нет канонических препятствий для его возрождения.

Мы сказали, что диаконисе «рукополагали на служение»; так было в первые века, по крайней мере, на христианском Востоке. На латинском Западе считалось, что диакониссы имеют благословение для специального церковного служения, но без особого поставления. Некоторые православные авторы утверждают, что это относится и к христианскому Востоку, и потому считают призвание диаконисе «мирским» служением15. Против этой точки зрения есть веские доводы. В византийском обряде литургическое возложение рук при посвящении диаконисе в точности соответствует посвящению диаконов. То же относится к принципу lexorandilexcredendi(закон молитвы  – закон веры): над диакониссой, как и над диаконом, совершают подлинное таинство, не просто возложение рук (%eipo0ecn.cc), но рукоположение(хе1ротогна)16.

1-1 Библиографию по этому вопросу см. в кн. Ellen Gvosdev. The Femak Diaconate: An Historical Perspective. Minneapolis. 1991. Фундаментальные исследования в этой области изложены в: Roger Gryson. The Ministry of Women in the Early Church. New York, 1980и Aime –Georges Martimort. Deaconess: An Historical Study. San Francisco, 1986. См. также: Judith Lang. Ministers of Grace: Women in tlie Early Church. Middlegreen 1989; Bonnie Bowman Thurston. The Widows: A Women's Ministry in the Early Church. Minneapolis, 1989.

15 Это точка зрения румынского богослова проф. NicolaeChitescu, высказанная в статье Concerningthe Ordination of Women. Geneve, 1964.

1() См. приветствие проф. Афинского университета Евангелоса Теодору (Evangelos Theodorou) «The Ministry of Deaconesses in the Greek Orthodox Church», in: OrthodoxWomen, pp. 37  – 43; а также его статью «The Institution of Deaconesses in the Orthodox Church and the Possibility of Its Restoration» in: Limouris. The Place of Women in the Orthodox Church, pp. 211  – 221. Ср.: MilitzaZernov. Women's Ministry in the Church, Eastern Church Review, 7:1, 1975, pp. 34  – 39. По словам проф. ПанайотисаТрембелоса (Panagiotis Trembelas), диакониссы в ранней церкви «удостаивались не просто возложения рук, но настоящего рукоположения и занимали положение ниже диакона, но выше иподиакона» (Sotir Athens, 1961), p. 292; фр. пер.: Pierre Dumont. DogmaliquedeI'Egliseorthodoxecatholique (Chevetogne, 1968), p. 309. Ho если следовать принципу lexorandi, lexcredendi, тогда диаконисе следует считать равными, поскольку во время их рукоположения читают те же молитвы. Греческий текст этих молитв см. Limouris: The

Главная задача диаконисе в ранней церкви  – помогать при крещении взрослых женщин; поскольку крещение взрослых постепенно отмирало, сан диакониссы утрачивал свою значимость. Кроме того, они поддерживали порядок в женской половине церкви во время богослужения, посещали женщин дома, наставляли женщин-катехуменов и могли причащать больных. По некоторым свидетельствам, диакониссы не участвовали в литургии наравне с мужчинами, в отличие от дьяконов, не читали Евангелие, не преподавали причастие во время литургии и не проповедовали.

Даже если считать, что диаконисе действительно «рукополагали» на служение, нельзя забывать, что между диаконатом  – мужским или женским  – и священством существует четкое различие. Диаконы (и женщины, и мужчины) никогда не участвуют в освящении евхаристии, не благословляют верующих и не отпускают грехи; это  – особая функция священников. Различие между чином священника и диакона подчеркивается тем, что во время похорон священника совершается особый обряд, тогда как диакона отпевают точно так же, как и мирянина. Таким образом, даже если считать, что женщины могут быть возведены в сан диаконисе, это ни в коей мере не решает вопрос, можно ли рукополагать женщин в священники. Очевидно одно: диакония  – это полноправный чин, а не просто «первый шаг» к священству.