Анализ специфики и особенностей проведения общественно-социальной работы с пожилыми людьми. Проведение эмпирического исследования по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры, страница 4

При этом нужно учитывать, что волонтерская деятельность не ограничивалась только организованной формой. Всегда находились добровольцы, которые хотели внести свой посильный вклад в дело помощи нуждающимся согражданам, ведь это - одна из основных черт русского менталитета. Особенно ценилась помощь, оказываемая заключенным. Очень многие русские люди считали своим христианским долгом по большим праздникам, а иногда и в будни приносить «сидельцам» подарки, еду, хозяйственные принадлежности, деньги. Бывали случаи, когда пришедшие «дарители» даже ухаживали за больными осужденными в тюремных лазаретах.

После Октябрьской революции 1917 года сложилась новая система волонтерства. Из добровольчества было вычеркнуто понятие «богоугодное дело» и введено «добровольно-принудительное», и теперь само государство определяло, кому, в каком объеме, и кто должен оказывать ту или иную помощь. В то же время на территории страны запрещалась деятельность филиалов и представительств иностранных волонтерских организаций. Последним из них в 1938 году был закрыт филиал Международного Красного креста. Однако, не смотря на изменения в идеологии, волонтерство в СССР не просто не потеряло своей актуальности, но даже вышло на новый, прежде недостижимый, уровень. Тысячи советских граждан строили объекты народного хозяйства, шли добровольцами на фронт, восстанавливали экономику страны в послевоенные годы, ехали за сотни километров покорять целину, а воспетый в кино и литературе образ комсомольца-добровольца стал поистине культовым. Особо следует отметить роль женщин, которые во время войны продолжили славные традиции сестер милосердия, ухаживая за раненными в госпиталях, вытаскивая на себе солдат на передовой, а также непосредственно участвуя в боевых действиях наравне с мужчинами[30].

Если проанализировать советский опыт, то мы увидим, что в СССР существовала система вспомоществования, которая имела разветвленную сеть учреждений и охватывала своей деятельностью, без преувеличения, всех граждан. Но оказываемую под полным контролем государства помощь нельзя в полной мере назвать волонтерской, так как эта сфера практически полностью ушла из ведения общества. Конечно, медсестры ухаживали за больными, тимуровцы и пионеры помогали пожилым людям, профсоюзы брали под патронат детские дома и интернаты, но это была лишь часть общегосударственной системы. Таким образом, обществу в вопросах добровольчества отводилась роль некоего «морального соучастника» деятельности государства[31].

В Российской империи было весьма обыденным явлением, в отличии от большинства западных стран, подвижническое движение среди интеллигенции, то есть добровольный переезд в сельскую местность для работы учителем, врачом или священником (сейчас эта традиция снова актуальна). Похожей деятельностью в Европе занимались священнослужители из различных монашеских орденов и братств. В России же образованные люди, которые таким образом хотели отдать долг обществу, могли быть подвигнуты к этому как верой, так и призванием, а подчас одновременно и тем и другим. Именно в нашей стране в годы советской власти по призыву партии тысячи только что окончивших институты молодых людей устремлялись в Среднюю Азию, в районы крайнего севера для работы теми же учителями и врачами. В этом был уникальный опыт СССР – добровольчество без привязки к религии.

Однако в масштабах государственной идеологии, прививании нравственных ценностей и норм морали, выстраивании модели поведения в обществе было неразрывно связано с понятиями «соборность» и «общинность», берущими свои истоки из Киевской Руси, из Днепровской купели. Отказавшись от церкви, как консолидирующего социального института, советская власть вскоре столкнулась с кризисом духовности в обществе. К 1960-1970 годам изобилие при коммунизме, царившее в пропаганде, но не ставшее частью реальности, превратилось в миф, в то, что все так давно ждут, но которое никогда не наступит. В этих условиях, та идея, которая объединяла советский народ и давала толчок к новым свершениям, перестала быть моральным стержнем. В результате, в стране, не раз являвшей всему миру чудеса сплоченности и взаимопомощи, сложилось разобщенное, эгоцентрическое общество, не способное отвечать на современные вызовы[32].