Анализ специфики и особенностей проведения общественно-социальной работы с пожилыми людьми. Проведение эмпирического исследования по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры, страница 13

В 80-е годы становление общественной поддержки нетрудоспособным гражданам сформировалось в отрасль социальной помощи. С учетом этого условия была разработана квалифицированная черта общественного сотрудника, распределены его должностные прямые обязанности. В реализации общественной поддержки нуждаются и пожилые люди и инвалиды, оказавшиеся в домах-интернатах в предпенсионном возрасте.

Старость – определенный этап в жизни человека, когда или совсем не реализуются далеко идущие намерения, или они быстро сужаются и ограничиваются витальными необходимостями. Это этап, когда бывает заметно огромное количество старческих недугов, которые обоснованы не только наличием приобретенной соматической патологии. Понижение актуального тонуса, лежащего в базе различных недугов, в значимой степени разъясняется эмоциональным моментом – пессимистической оценкой грядущего, бесперспективностью существования. В этом случае, при углубленном самоанализе, свойственном каждой личности, все труднее и больнее дается психическая перестройка. На положение актуального тонуса оказывает воздействие и метод реагирования на соматические чувства, которые, например, связаны с особенностями личности пожилого человека. Тем более чреват в данном возрасте «уход в болезнь». При раскладе к процессам старения и старости рассматриваются 2 стороны данной трудности: особенности психологической работы, обусловленные возрастными переменами мозговой работы, то есть биопроцессами старения; психические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти конфигурации, либо свежую (внутреннюю либо внешнюю) информацию, образовавшуюся под воздействием био- и социальных реалий. Кроме личных перемен, связанных с процессами старения, принципиально овладеть обликом и конфигурацией психологических функций. К ним относятся нарушения памяти, интереса, психологической сферы, психомоторной работы, ориентировки и в целом - разлад адаптационных устройств организма[57].

Особенную значимость при общении с лицами старшего возраста имеют познания социального работника в области расстройства памяти. При условной сохранности памяти под действием давности, в старости начинаешь забывать не так давно произошедшие действия, нарушается краткосрочная память. Это имеет привычку нехорошим образом сказаться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда появляются жалобы к качеству ухода, продолжительности и числу посещений и т.д. Ломка адаптационного механизма, присущая престарелому возрасту, воздействует в новых условиях (при замене места жительства, изначального окружения, при надобности воплощения контактов в непривычной среде и т.д.).

Роль сотрудника социальной службы, имеющего неизменный контакт с пожилыми людьми, ценна тем, что, будучи тривиально информированными об этих состояниях, уметь обнаружить симптомы болезней и организовывать необходимую поддержку. Помещение в дом-интернат для престарелых для пожилого человека считается чувствительным стрессом, который неблагоприятно воздействует на положение самочувствия, оказывает плохое воздействие на его социальную энергичность и имеет возможность стать предпосылкой психологического расстройства. Работа сотрудника социальной службы, ее смысл находится в зависимости от времени «прохождения» социально-психологического привыкания лиц пожилого возраста в доме-интернате[58].

Во время присутствия пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома-интерната немалая роль отводится социальному работнику. Она состоит в том, чтобы объяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с месторасположением домашних служб и медицинских офисов, на протяжении нескольких часов работы администрации и т.д. Проведение бесед, ознакомление с критериями жизни в доме-интернате пожилых людей, решивших поступить в эти учреждения, во многом имеет тенденцию к  понижению состояний нерешительности и тревожности[59].