Анализ специфики и особенностей проведения общественно-социальной работы с пожилыми людьми. Проведение эмпирического исследования по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры, страница 3

Возникновение волонтерства на Руси историки относят еще к дохристианскому периоду, когда члены общины добровольно брали на себя обязанности по уходу и оказанию помощи различным категориям нуждающихся в этом соплеменников: вдовам, сиротам, погорельцам и многим другим. Российская крестьянская община вплоть до Октябрьского переворота 1917 года сохраняло свои многовековые традиции взаимопомощи. В сознании нашего народа до сих пор хранятся слова «Помогать всем миром», то есть всем вместе, сообща. Мощным толчком развитию добровольчества стало принятие в 988 году христианства, а вместе с ним новой культуры вспомоществования «сирым и убогим». В русской православной традиции испокон веков и по наше время существует святая обязанность любого христианина - работа во славу Божию, когда самые обычные люди приходят в монастыри, чтобы добровольно в них трудиться. Еще при княжении Ярослава Мудрого был издан указ о том, что талантливые дети из всех сословий без ограничений отдавались «во книжное учение». При нем же во многих деревнях стали открываться сиротские училища, содержавшиеся за счет подати и милостыни жителей этих и соседних с ними деревень. Стоит отметить, что и поныне сбор пожертвований от граждан или как сейчас принято называть «фандрайзинг» является одним из самых эффективных видов волонтерства и в России, и за рубежом[26].

Принципы христианской добродетели стали идеалом волонтерства в эпоху правления Петра Великого. И на войне, и в мирной жизни церковь призывала людей во что бы то ни стало помогать и поддерживать друг друга, бескорыстно служить обществу. Ярким примером для подражания стал подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, чья  добровольческая деятельность остановила царившую тогда в стране хаос и анархию, кровавую польскую интервенцию в тот момент, когда Россия подошла вплотную к точке невозврата, за которой был не просто распад государства, но и печальная судьба самого русского народа[27].

Дальнейшее развитие волонтерства в России было связано со стремительной дифференциацией общества, которая произошла вскоре после петровских реформ, с острой проблемой образованной части населения, чувствовавшего свою ответственность и вину перед угнетенной им частью общества – рабочими и крестьянами, в результате чего возник антагонизм, который в измененной форме существует и сейчас – «интеллигенция-народ». Иван Тургенев в своем знаменитом романе «Новь» изобразил классического кающегося дворянина, который осознал свое предназначение в служении ближнему, «опрощался» и шел в народ – такие случаи были не редки в начале-середине XIX столетия.

Еще в XVIII веке под монаршим покровительством стали создаваться первые «человеколюбивые общества», а уже в XIX веке появились земства, выполняющие роль первых некоммерческих общественных организаций. Работа земских комитетов стала весьма заметной вехой в истории волонтерского движения в нашей стране. В дореволюционной России начальное образование предоставлялось бесплатно, а все учреждения этой ступени обучения находились в ведении Синода. Но местное духовенство было, откровенно говоря, мало заинтересованно в развитии системы церковно-приходских школ, в результате чего данная система была неэффективна. В этих условиях, во второй половине XIX века, именно земства взяли под свой контроль большинство народных начальных школ и активно привлекали волонтеров для работы в них.

Распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства, история волонтерства в России также обязана земствам и врачам-энтузиастам[28].

Русско-турецкая война 1876-1877 годов открыла новую яркую страницу в истории волонтерства в Москве и во всей нашей стране. В 1877 году монахини московской Свято-Никольской обители на добровольных началах отправились на фронт для оказания помощи раненым и больным солдатам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом, и в результате преобразовалось в международный комитет «Красного креста»[29].