Дополнительная образовательная программа по вокалу «Музыкальные ступени» (для детей младшего и среднего школьного возраста)

Страницы работы

Содержание работы

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №3»

Программа    рекомендована методическим советом протокол №___от_________           председатель МС

_________________________

Утверждена педагогическим советом протокол № ____ от __________ 200_г.

директор ДДТ№3

______________

Дополнительная

образовательная программа по вокалу

«Музыкальные ступени»

 (для детей  младшего и среднего школьного возраста)

Срок реализации программы: 4 года

Разработчик:

Модифицирона ходыревой Т.В.

Новокузнецк, 2005


Пояснительная записка

«Музыка - могучий источник мысли…

Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли и стремления».

                                                                

Издревле считалось, что музыка является важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.Пение наиболее доступный вид исполнительской деятельности, является одним из основных средств музыкального воспитания. В последнее время происходит разделение вокальной музыки на классическую и массовую. Последняя чаще всего не соответствует высоким художественным стандартам. Проблема разрыва между современной массовой и классической музыкой заставляет по новому посмотреть на музыкальное воспитание детей.

Любой ребенок испытывает потребность самовыражения голосом, жестом, мимикой. Процесс обучения пению формирует положительные стороны личности ребенка, укрепляет его физическое и психическое здоровье, активизирует восприимчивость, стимулирует развитие природной музыкальности детей, способствует мотивации к творчеству.Для выявления и развития музыкальной одаренности дете и создана эта программа.

Вокальное пение чрезвычайно важно для развития культуры воспитания чувств, становления первоосновных эстетических критериев.

Занятия вокалом способствуют пробуждению и гармоничному развитию дремлющих в ребенке творческих способностей. Это длительный процесс. Овладение своим голосом происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у воспитанников, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления». (Б.М. Теплов)

Это своеобразная форма сознательной трудовой творческой деятельности. Значение такой деятельности очень велико. Она тесно связана с процессами умственной и духовной жизни, выполняет свою роль в формировании и развитии юного человека. В процессе систематических занятий ребенок приобретает полезные знания и умения, улучшает свое физическое здоровье, развивает эмоциональную сферу.

В основе данной дополнительной образовательной программы лежит новаторская программа « Фонопедический метод развития голоса» (далее ФМРГ) педагога по вокалу и врача – фониатра В.В. Емельянова.

Главная идея  программы В. В. Емельянова заключается в развитии  голоса без травм и усилий, в осознанном использовании всех участвующих в пении систем организма.

Программа включает в себя 6 уровней обучения. Каждый уровень имеет несколько циклов, направленных на развитие умений и навыков, необходимых для развития голоса и музыкальных способностей обучающихся. На каждом уровне имеется своя цель, и ставятся задачи, способствующие реализации этой цели. Используемые в программе фонопедические упражнения позволяют создавать условия для приобретения певческих навыков таких как: развитие резонаторов, ротоглоточного рупора, лицевых мышц, высокой певческой форманты, релаксация гортани, четкое распределение регистров и т.д.

В предлагаемой дополнительной образовательной программе используются также классические методики:

-  М.И.Глинка «Упражнения для усовершенствования голоса и методические пояснения к ним. Вокализы – сольфеджио»;

-  А.Варламов «Полная школа пения», вокализы: Зейдлера, Ф. Абта, Ваккаи.

Комплексное использование этих методик и упражнений позволяет более гибко и эффективно обучать воспитанников.

Взяв в основу опыт классического хорового дошкольного и школьного обучения пению, а так же синтез ведущих современных методик обучения пению мы тем самым расширяем возможности детского самовыражения и педегогическое влияние на развитие творческих способностей детей.

Основные принципы программы:

-  принцип свободы выбора и ответственности, предполагающий свободу в выборе содержания деятельности, свободу духовную и интеллектуальную;

-  принцип природосообразности – любое обучение не должно наносить вред духовному и физическому здоровью детей;

-  системный подход – воспитание успешно, если оно системно;

-  принцип доступности – от простого к сложному, от общего  к частному;

-  принцип повторяемости материала на новом уровне, т.е. принцип спирали.

Цель программы – развитие творческих способностей детей посредством обучения их пению, формирование музыкального вкуса и музыкальной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
802 Kb
Скачали:
0