Дополнительная образовательная программа по вокалу «Музыкальные ступени» (для детей младшего и среднего школьного возраста), страница 7

Должны уметь:

-  распределять выдох по фразам и предложениям;

-  четко артикулировать текст во время исполнения произведений;

-  петь двухголосные произведения и эпизодическое трехголосие;

-  ровно вести звук из одного регистра в другой;

-  использовать ритм произведения для более выразительного его исполнения.

-  эмоционально и художественно исполнять произведения любого изученного жанра;

-  подготовить и провести мероприятие в коллективе.


Содержание образовательной программы

4 год обучения

Раздел 1. Введение.

Ознакомление учащихся с содержанием курса 4 года обучения.

Повторение правил поведения на занятиях, правил т/б при работе с аппаратурой, правил поведения на выездных мероприятиях.

Раздел 2. Дыхание.

Тренировка выдоха в фальцетном режиме. Тренировка выдоха в грудном режиме. Разучивание упражнений 2 уровня 2 цикла ФМРГ (переход из грудного в фальцетный режим). Все упражнения исполняются на одном нотно-ритмическом материале. Нижний тон упражнений  расположен в грудном режиме. Верхняя часть упражнения исполняется через регистровый порог в фальцетном режиме. Сам интервал исполняется на одном выдохе без паузы между основанием и вершиной интервала.  Распределение выдоха на фразу, предложение. Формирование навыка экономного выдоха за счет подключения работы брюшных мышц, диафрагмы.

Раздел 3. Артикуляция.

Произношение сочетания согласных звуков «пр», «вр», «др», «зв» и других в скороговорках и текстах произведений.

Формирование навыка самоанализа и самонаблюдения при произношении текстов скороговорок, упражнений,  произведений. Художественная выразительность и четкость произношения текста.  

Работа над смысловой нагрузкой текстов произведений, распределение по фразам, предложениям.

Работа над дикцией в произведениях.

Раздел 4. Гармонический слух.

Закрепление навыка двухголосного пения при помощи  исполнения двухголосных распевок, двухголосных произведений, канонов.

Закрепление навыка взаимозаменяемости при исполнении  распевок, произведений, канонов. Формирование навыка трехголосного пения.

Раздел 5. Регистры.  

Тренировка фальцетного регистра 2 уровня 3 цикла ФМРГ. Четырехкратное исполнение каждого упражнения. Каждое упражнение содержит ряд заданий повышающейся сложности. Включать каждое следующее упражнение целесообразно только при доведении до автоматизма выполнения предыдущего. Тренировка грудного режима работы гортани 2 уровень 1 цикл ФМРГ - аналогично выполнению упражнений 2 уровня 3 цикла ФМРГ.

Тренировка перехода из грудного регистра в фальцетный с помощью упражнений 2 уровня 2 цикла ФМРГ - все упражнения исполняются на одном нотно - ритмическом материале.

Исполнение произведений с применением  навыков, полученных  в результате тренировки.

Раздел 6. Чувство метро – ритма.

Повторение понятия сильной и слабой доли. Закрепление навыка исполнения сильной и слабой доли. Закрепление навыка исполнения пунктирного ритма.

Формирование понятия синкопированного ритма. Формирование навыка исполнения синкопированного ритма с помощью соответсвующих распевок, попевок, произведений. Формирование навыка исполнения синкопированного ритма.

Беседа  о роли ритма в художественной выразительности произведений.

Раздел 7. Жанры вокальной музыки.

Повторение темы «романс». Повторение темы «детская песня». Беседа о жанре вокальной музыки «эстрадная песня». Знакомство учащихся с путем  развития этого жанра и его разнообразием.

Прослушивание  аудио, просмотр видео и DVD записей. Знакомство учащихся с известными исполнителями прошлого.

Самостоятельное изучение современных исполнителей.

Раздел 8. Концертная деятельность.

Подбор и разучивание произведений концертного репертуара.

Беседа о характере произведения, его авторах, условиях его создания и его художественной ценности. Формирование у обучающихся эмоционального отношения к произведению. Работа над  эмоциональным  исполнением произведения. Участие в концертах и конкурсах.