Дополнительная образовательная программа по вокалу «Музыкальные ступени» (для детей младшего и среднего школьного возраста), страница 3

Формирование у воспитанников представления об устройстве дыхательной системы. Развитие у обучающихся начального навыка фонационного (певческого) выдоха. Учебно- тренировочные занятия с целью освоения 1 (начального) уровня 2 цикла фонопедического метода развития голоса (ФМРГ). 

Координирующие интонационно- фонетические упражнения: знакомство со звуковысотными и энергетическими  возможностями голоса, освоение приемов фонопедического метода в домузыкальном варианте, осознание связи фонационного выдоха с интонацией. Самоанализ внутренних ощущений.

Раздел 3. Артикуляция.

Формирование у обучающихся понятия об артикуляционной системе. Тренировка  артикуляционных мышц при помощи упражнений 1 уровня 1 цикла ФМРГ- артикуляционная гимнастика: разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.  Исполнение упражнений необходимо контролировать в зеркале. Все движения выполняются по четыре раза.

Освоение 1 уровня 3 цикла ФМРГ - активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации(ГСДК):активизация всей голосообразующей системы, включение механизмов голосообразования, базирующихся на  природной автоматике. Произвольная имитация различных голосовых сигналов доречевой коммуникации, их осознание, фиксация ощущений которыми они сопровождаются.

Раздел 4. Интонационный слух.

Сформировать понятие  интонации. Освоить  1уровень 2 цикл ФМРГ - интонационно- фонетические упражнения: осознание интонации вне связи с речью, связь интонации с режимами работы гортани, эмоционально- образными представлениями и самочувствиями. Работа происходит  в диапазоне бытовой речи. Учить точно интонировать попевки в диапазоне бытовой речи. При исполнении упражнений следить за точным интонированием мелодии.

Раздел 5. Гармонический слух.

Формировать способность петь чистый унисон. Слушать исполнение многоголосных произведений. Работа над упражнениями и попевками, способствующими выработке единой вокальной позиции и гомогенного звука.  Исполнение произведений подголосочного склада и эпизодического двухголосия.

Раздел 6. Регистры.

Сформировать понятие о регистрах голоса. Освоить 1 уровень  2 цикл  ФМРГ.  Познакомиться с наличием разных голосов (режимов работы гортани), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями.  Анализ мышечных ощущений и их изменений при изменении режима работы гортани.

Раздел 7. Чувство метро - ритма.

Беседа о  длинных и коротких звуках.  Воспроизведение простейших ритмических группировок вне музыки, при распевании. Прохлопывание ритмического рисунка скороговорок, стихов, песен. Игровое упражнение «Узнай песню по ритму». Беседа о художественной выразительности ритма в произведениях. Исполнение песен с прохлопыванием ритмического рисунка.

Раздел 8. Жанры вокальной музыки.

Беседа о жанре детской песни. Знакомство воспитанников с детскими песнями написанными композиторами-классиками Чайковским, Моцартом, Шубертом и др. Знакомство обучающихся с детскими песнями, написанными композиторами 20 и 21 веков Крылатов, Чичков, Шаинский, Маркова и др. Беседа о роли песни в детских художественных и мультипликационных фильмах. Прослушивание песен из детских фильмов и мультфильмов.

Раздел 9. Концертная деятельность

Подбор и разучивание репертуара, соответствующего возрастным особенностям и природным данным учащихся. Изучение сведений об авторах произведений. Работа над созданием художественного образа произведений. Репетиции на сцене.  Выступления на праздниках Дома творчества, участие в творческом отчете  вокальной студии.

Раздел 10. Культурно-досуговая деятельность.

Посещение концертов, конкурсов, фестивалей и их обсуждение в коллективе.

Проведение тематических праздников: «Новый год», « 8 марта», «День именинника». Творческие встречи с вокальными  коллективами района и города.

Учебно – тематический план

2 год обучения