Дополнительная образовательная программа по вокалу «Музыкальные ступени» (для детей младшего и среднего школьного возраста), страница 17


Приложение 2

« Фонопедический метод развития голоса»

1 уровень  « Развивающие голосовые игры»

Целью 1 уровня обучения является домузыкальное освоение координации голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности. В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи: устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции; организация координационно- тренировочного этапа развития голоса по критериям биологической целесообразности, энергетической  экономичности и акустической эффективности; развитие способности интонирования, фонематического  и эмоционального слуха; формирование регулировочного образа собственного голоса.

Упражнения 1 уровня объединены в три цикла:

1-й - артикуляционная гимнастика: разогрев и подготовка к работе мышц лица и ротоглоточной полости. Знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность. Состоит из 22-х упражнений. Движение каждого упражнения выполняется 4 раза. Исполнение упражнений необходимо контролировать в зеркале. Движения упражнений артикуляционной гимнастики понимаются однозначно, выполняются безусловно и комментированию не подлежат.

2-й – координирующие интонационно- фонетические упражнения: знакомство с наличием разных голосов (режимов работы гортани), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями; освоение приемов метода в домузыкальном варианте; освоение интонации вне связи с речью, связь интонации с режимами работы гортани, эмоционально- образными представлениями и самочувствиями; осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи виде; произвольная связь режимов работы гортани, интонации и энергетики с речевыми заданиями. Состоит из 10 упражнений. Последовательность введения заданий мотивирована постепенностью увеличения звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат детей. Интонационно- фонетические упражнения не предусматривают высоких энергозатрат, громких и высоких звуков.

3-й - активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации(ГСДК): активизация всей голосообразующей системы; включение механизмов голосообразования генетически заложенных эволюционным процессом. Произвольная имитация различных голосовых сигналов доречевой коммуникации, их осознание и фиксация резонаторных, слуховых, вибрационных, энергетических и эмоциональных ощущений,  которые их вызывают и которыми они сопровождаются. Состоит из 3х упражнений каждое из которых имеет по несколько заданий. Первое упражнение включает в себя 5 заданий. Контроль визуальный и слуховой. Второе  упражнение состоит из 11 последовательных шагов. Контроль осязательный и слуховой. Третье упражнение имеет 4 задания. Контроль визуальный и осязательный.

« Фонопедический метод развития голоса»

2 уровень « Развитие показателей академического певческого голосообразования»

Целью 2 уровня обучения является развитие показателей академического певческого голосообразования. В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи: организация координационно - тренировочного этапа развития голоса по критериям биологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности; устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции; развитие способности интонирования, фонематического и эмоционального слуха; формирование регулировачного образа собственного голоса.

2 уровень состоит из трех циклов.

В цикл входит 8 упражнений. Все упражнения исполняются грудным режимом работы гортани(« толстый голос») не выше ми- бемоль первой октавы. Каждое упражнение имеет по несколько заданий повышающейся степени сложности. Включать следующее целесообразно только при доведении до автоматизма выполнения предыдущего. Контроль визуальный, слуховой, осязательный.