Дополнительная образовательная программа по вокалу «Музыкальные ступени» (для детей младшего и среднего школьного возраста), страница 23


А.Н. Пахмутова

А.Н.Пахмутова родилась 9 ноября 1929г. Она училась много и упорно. В консерватории посещала класс фортепиано профессора А.Б.Гольденвейзера. А.Н.Пахмутова – талантливый композитор. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом. Окончена консерватория (1953), аспирантура (1956г.). После успеха «Песни о тревожной молодости», «Геологов», песен из кинофильма «Девчата» она избирает песню «Песня требует пожизненной смелости пожизненной верности». Пахмутова оказалась человеком подлинной верности: своим идеалам, друзьям, любимым людям и любимому жанру.

Много у Пахмутовой и детских песен: «Орлята учатся летать», «Звездопад», пионерские песни – это песни ребят 60 -70х годов. Ленинский образ, живой и сегодня, труд и подвиг, юномсть, Родина, ее история и судьба – таков тематический круг пахмутовских творений.

В 1971г. А.Н.Пахмутовой присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а 1975г. – государственная премия СССР. Пахмутовой создано более 300 песен.

Особая тема в творчестве композитора – спорт. Ею были написаны такие известные песни «Трус не играет в хоккей», «Звезды Мехико», «Альпийский огонек» и т.д.

С годами не ослабевает общественная гражданская активность А.Н.Пахмутовой. Осознавая важнейшую организационную и воспитательную роль песни, Пахмутова защищает, пропагандирует жанр, отстаивает его чистоту, художественные принципы.

А.Н.Пахмутова – крупнейший мастер песенного жанра. При всей стремительной «смене вех» - не только во временном, но прежде всего содержательном, социальном, художественном аспекте – песни Пахмутовой не просто отразили свое время. Лучшие из них, останутся в золотом фонде советской музыки и не как памятники событий, но как живые, действенные спутники разных поколений.         

Приложение 7

Романс

Романс – усложненный, вид комнатной, домашней, салонной песни, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики – личных душевных настроений. Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения.

Романсы писали Глинка, Балакирев, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович.

Родиной романса является Испания. Именно там в XIII – XIV веках в творчестве странствующих поэтов – певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца.

В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. В настоящее время романс – многообразие камерных вокальных форм с инструментальным сопровождением.

Романс – авторское произведение. Как правило, в романсе объединяются художественные образы поэтического произведения, принадлежащего одному автору, и музыкального, созданного другим автором.

Подлинная жизнь и судьба русского романса связаны с творческим наследием композиторов – классиков: Алябьева, Варламова, Гурилева, Глинки, Даргомыжского, представителей «Могучей кучки», Чайковского и Рахманинова, чьи романсы продолжают жить и звучать, оставаясь наиболее часто исполняемыми и любимыми вокальными произведениями русской музыки.

Нельзя не сказать о целой школе исполнения русского романса, созданной выдающимися певцами современности – Сергеем Яковлевичем Лемешевым (1902 - 1977) и Иваном Семеновичем Козловским, внесшим в интерпретацию старинных мелодий бытового романса и циклов классических произведений новые краски, свое толкование образа.

Классический русский романс обрел талантливых исполнителей в лице народных артисток СССР Ирины Архиповой и Елены Образцовой.

Слушая романсы, мы наглядно видим и осязаем приемы, штрихи, особенности художественного метода, характерного для своего времени и в этом отношении роль романса неоценима.