Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич»
Открытый урок
«Формирование навыков вокально – хорового пения у детей первого года обучения»
Составитель: преп.
Новокузнецк 2012
Предмет: хор
Группа: хор 1,2 классов ОНИ.
Преподаватель:
Дата проведения: 21 ноября 2012
Тема: Формирование навыков вокально- хорового пения у детей первого года обучения
Цель: Формирование у детей первого года обучения навыков вокально- хорового пения.
Задачи:
- развить музыкальный слух;
- тренировать артикуляционный аппарат;
-научить координировать собственные слуховые и голосовые ощущения;
- отработать навык пения по партиям и взаимодействия партий между собой;
- отработать навык пения по руке дирижера;
-воспитать трудолюбие в процессе работы над упражнениями и произведениями.
Вид урока: смешанный
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Оборудование: Фортепиано, партии у детей, методическая разработка ФМРГ В.В. Емельянова 2 уровень.
План урока:
1 Приветствие
2. Введение в тему занятия
3.Распевание
4.Работа над произведениями
5. Заключение
Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня вашему вниманию предоставляется открытый урок на тему «Формирование навыков вокально – хорового пения у детей первого года обучения »
Урок хора является универсальным для обучения учащихся музыке и развития их музыкальных способностей. Пение - самый доступный для всех учащихся активный вид музыкальной деятельности. История хорового пения в России показывает нам как эффективно и действенно происходит развитие музыкальных способностей ребенка, если он поет. В процессе занятий активно развивается детский голос, а так же растет общий уровень развития детей. Это прежде всего изменение качества их музыкально - слухового восприятия, образного мышления, умения анализировать форму и средства художественной выразительности, находить сходство и различия отдельных художественно - технических элементов исполнительства. Активно происходит развитие специфических способностей - тембра, интонации, дикции , звуковысотного и динамического диапазонов. Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу и к предмету .
Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития.
На уроке я работаю с детьми первого года обучения и несколькими ребятами второго года обучения. Все они учатся на отделении народных инструментов. Мы с ними уже поем упражнения 2 уровня ФМРГ, начинаем учиться читать с листа сольфеджио вокальную строчку, пробуем петь двухголосие.
Основная часть урока.
Начинаем мы наше занятие всегда с распевки. Упражнения 2 уровня ФМРГ:
-1-й цикл- упражнения в грудном регистре;
-2-й цикл- упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный;
- 3-й цикл- упражнения в фальцетном режиме.
И одно упражнение специфического воздействия для выравнивания диапазона.
При исполнении упражнений я ставлю детям задачи: чистое интонирование, четкое и понятное произношение сочетания звуков, хорошо открытый рот, активно работающие губы, язык, постоянно включаю слуховой контроль. Обязателен во время распевания и эмоционально - образный компонент. Названия упражнений: «Пятачок», «Винни-Пух» и соответствующее исполнение. Интонации вопросительные, восклицательные, удивленные, сердитые, плачущие и т.д. Распевка занимает от 10 до 20 минут, но хорошо подготовленный певческий аппарат в дальнейшем экономит время при работе над произведениями.
Первое произведение - русская народная песня «Пойдуль я, выйдуль я да ».
Первое задание – пение с листа сольфеджио. Этот вид работы помогает детям изучить ноты, понять звуковысотность нот по отношению друг к другу. Это в свою очередь способствует выработке чистой интонации.
Так как песня двухголосная я делю хор на две группы. Затем мы сначала читаем сольфеджио верхний голос, затем нижний. При исполнении первой части куплета и сольфеджио, и с текстом, особое внимание уделяется работе над унисоном.
Во второй части куплета у верхнего голоса нота соль повторяется остинато. Как правило в остинатном исполнении интонация постепенно начинает понижаться, поэтому обращается особое внимание на пропевание этого места в произведении.
В нижнем голосе идет поступенное нисходящее движение. Я объясняю детям, как лучше исполнить нисходящее движение в мелодии.
Вторая часть куплета поется по руке дирижера. Обращается внимание на чистое интонирование последних интервалов во фразе и предложении, постоянный слуховой контроль у исполнителей не только за правильным пением своей партии, но и за исполнением мелодии другим голосом. При пении песни с текстом идет работа не только над интонацией, но и над дикцией.
Второе произведение – канон Г.Струве «Две веселые лягушки» исполняется сразу с текстом. Дети уже поделены на две партии, но для оживления эмоционального состояния преподаватель предлагает им спеть вместе с ним. Для простоты понимания термину «канон» предшествует термин «музыкальные догоняшки». Два этих термина сливаются у детей в одно понятие. Работа идет таким образом: сначала начинает учитель, а дети вступают позже, а затем наоборот. Учащимся очень нравится такой вид работы. Еще варианты когда учащиеся поют самостоятельно, без помощи преподавателя и концертмейстера, и с их помощью. Основная задача – услышать сочетание мелодических линий.
Последнее произведение одноголосный вариант песни Е.Веврика «Два кота». Песня очень образная и вызывает много положительных эмоций. Работа над этой песней помогает сформировать у детей: однородную вокальную позицию путем одинакового произношения гласных звуков, навык пения по руке дирижера, умение концентрировать внимание и не отвлекаться в процессе работы над произведением и во время его исполнения.
После работы над каждым произведением мы с учащимися анализируем свою работу. Выясняем, что у них получилось, а что нет и почему, намечаем, что будем делать на следующем уроке.
В конце занятия я благодарю детей за работу и прощаюсь с ними.
Вокально – хоровое воспитание ребенка процесс длительный. Он требует и от преподавателя и от учащихся терпения, настойчивости, внимания. И если этот путь будет пройден до конца, то наградой будет служить удовольствие от сознания расширения границы возможностей своего голоса, возможности исполнять качественно прекрасную музыку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.