Формирование навыков вокально-хорового пения у детей первого года обучения

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич»

Открытый урок

«Формирование навыков вокально – хорового пения у детей первого года обучения»

Составитель: преп.

Новокузнецк 2012

Предмет: хор

Группа: хор 1,2 классов ОНИ.

Преподаватель:

Дата проведения: 21 ноября 2012

Тема: Формирование навыков вокально- хорового пения у детей первого года обучения

Цель: Формирование у детей первого года обучения навыков вокально- хорового пения.

Задачи:

- развить музыкальный слух;

- тренировать артикуляционный  аппарат;

-научить  координировать собственные  слуховые и голосовые ощущения;

- отработать навык пения по партиям и взаимодействия партий между собой;

- отработать навык пения по руке дирижера;

-воспитать трудолюбие в процессе работы над упражнениями и произведениями.

Вид урока: смешанный

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Оборудование: Фортепиано, партии у детей, методическая разработка ФМРГ В.В. Емельянова 2 уровень.

План урока:

1 Приветствие

2. Введение в тему занятия

3.Распевание

4.Работа над произведениями

5. Заключение

Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня вашему вниманию предоставляется открытый урок на тему «Формирование навыков вокально – хорового пения у детей первого года обучения »

Урок хора является универсальным для обучения учащихся музыке и развития их музыкальных способностей. Пение  - самый доступный для всех учащихся активный вид музыкальной деятельности. История хорового пения в России показывает нам как эффективно и действенно происходит развитие музыкальных способностей ребенка, если он поет. В процессе занятий активно развивается детский голос, а так же растет общий уровень развития детей. Это прежде всего изменение качества их музыкально - слухового восприятия, образного мышления, умения анализировать форму и средства художественной выразительности, находить сходство и различия отдельных художественно - технических элементов исполнительства. Активно происходит развитие специфических способностей  - тембра, интонации, дикции , звуковысотного и динамического диапазонов. Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу и  к предмету .

Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития.

На уроке  я работаю с детьми  первого года обучения и несколькими ребятами второго года обучения. Все они учатся на отделении народных инструментов. Мы с ними уже поем упражнения 2 уровня ФМРГ, начинаем учиться читать с листа сольфеджио вокальную строчку, пробуем петь двухголосие.

Основная часть урока.

Начинаем мы наше занятие всегда с распевки. Упражнения 2 уровня ФМРГ:

-1-й цикл- упражнения в грудном регистре;

-2-й цикл- упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный;

- 3-й цикл- упражнения в фальцетном режиме.

И одно упражнение специфического воздействия для выравнивания диапазона.

При исполнении упражнений я ставлю детям задачи: чистое интонирование, четкое и понятное произношение сочетания звуков, хорошо  открытый рот, активно работающие губы, язык, постоянно включаю слуховой контроль. Обязателен во время распевания и эмоционально - образный компонент. Названия упражнений: «Пятачок», «Винни-Пух» и соответствующее исполнение.  Интонации вопросительные, восклицательные, удивленные, сердитые, плачущие и т.д.  Распевка занимает от 10 до 20 минут, но хорошо подготовленный певческий аппарат в дальнейшем экономит время при работе  над произведениями.

Первое произведение - русская народная песня «Пойдуль я, выйдуль я да ».

Первое задание – пение с листа сольфеджио. Этот вид работы помогает детям  изучить ноты, понять звуковысотность нот по отношению друг к другу.  Это в свою очередь способствует выработке чистой интонации.

Так как песня двухголосная я делю хор на две группы. Затем мы сначала читаем сольфеджио верхний голос,  затем нижний. При исполнении первой части куплета и  сольфеджио, и  с текстом, особое внимание уделяется работе над унисоном.

Во второй части куплета у верхнего голоса нота соль повторяется остинато. Как правило в остинатном исполнении интонация постепенно начинает понижаться, поэтому обращается особое внимание на пропевание этого места в произведении.

В нижнем голосе идет поступенное нисходящее движение. Я объясняю детям, как лучше исполнить нисходящее движение в мелодии.

Вторая часть куплета поется по руке дирижера. Обращается внимание на чистое интонирование последних интервалов  во фразе и предложении, постоянный слуховой контроль  у исполнителей не только за правильным пением своей партии, но и за исполнением мелодии другим  голосом. При пении песни с текстом идет работа не только над интонацией, но и над дикцией.

Второе произведение – канон Г.Струве «Две веселые лягушки» исполняется сразу с текстом. Дети уже поделены на две партии, но для оживления эмоционального состояния преподаватель предлагает им спеть вместе с ним. Для простоты понимания термину «канон» предшествует термин «музыкальные догоняшки». Два этих термина сливаются у детей в одно понятие. Работа идет таким образом: сначала начинает учитель, а дети вступают позже, а затем наоборот. Учащимся очень нравится такой вид работы. Еще варианты когда учащиеся поют самостоятельно,  без помощи  преподавателя и концертмейстера, и с их помощью. Основная задача – услышать сочетание мелодических линий.

Последнее произведение одноголосный вариант  песни Е.Веврика «Два кота». Песня очень образная и вызывает много положительных эмоций. Работа над этой песней помогает сформировать  у детей: однородную вокальную позицию путем  одинакового произношения гласных звуков, навык пения по руке  дирижера, умение концентрировать внимание и не отвлекаться в процессе работы над произведением и во время  его исполнения.

После работы над каждым произведением мы с учащимися анализируем свою работу. Выясняем, что у них получилось, а что нет и почему, намечаем, что будем  делать на следующем уроке.

В конце занятия я благодарю детей за работу и прощаюсь с ними.

Вокально – хоровое воспитание ребенка процесс длительный. Он требует и от преподавателя и от учащихся терпения, настойчивости, внимания. И если этот путь будет пройден до конца, то наградой будет служить удовольствие от  сознания расширения границы возможностей своего голоса, возможности исполнять качественно прекрасную  музыку.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
21 Kb
Скачали:
0