Освоение данного предмета, помимо урока, предполагает следующие формы работы: концертные выступления, творческие встречи, участие в конкурсах и консультации у ведущих специалистов в области музыкального искусства.
При планировании работы с обучающимися необходимо соблюдать следующие принципы: доступность; последовательностьдвижения от простого к сложному; наглядность (показ преподавателя, прослушивание аудио- или просмотр видеозаписей); связь с практикой.
В работе над реализацией задач программы учебного предмета «Хоровой класс» используются следующие формы, виды и методы обучения:
Формы работы:
- над певческой установкой и дыханием;
- над звуковедением и дикцией;
- над строем и ансамблем (2,3,4-х голосие);
- над формированием исполнительских навыков;
- над хоровым произведением.
Виды обучения:
- распевание;
- дыхательные упражнения;
- пение по нотам;
- чтение с листа;
- сольмизация и сольфеджирование вокальных партий;
- индивидуальная работа над хоровой партией, особенно в начальный период;
- пение хоровой партии как a capella, так и с сопровождением;
- просмотр видеоматериала, слушание аудиозаписей;
- пение в ансамбле;
- исполнение унисона, 2-х, 3-х, 4-х голосия;
- посещение концертов и участие в них;
- работа над репертуаром;
- работа с хрестоматиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, аналитический (анализ музыкального и поэтического текста, музыкальной формы произведения, объяснение содержания, разъяснения замысла композитора).
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для реализации задач обучения необходима материально-техническая база, которая должна включать:
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, стульями для учащихся, роялем или фортепиано, классной доской) и звукоизоляцией;
- нотную и методическую литературу;
- наглядные пособия (таблицы, рисунки, карточки и т. д.)
- шкафами (полками) для хранения методической и учебной литературы, пособий;
- библиотеку (фонотека, видеотека);
- концертный зал с роялем для публичных выступлений;
- технические средства обучения: магнитофоны, музыкальные центры, телевизоры, проигрыватели, пластинки, видеокассеты, аудиокассеты, диски СD, МР3, DVD.
Преподаватель должен иметь специальное образование и владеть всеми формами работы данного предмета, а также новыми педагогическими технологиями обучения. Для музыкального развития обучающихся имеет значение работа с концертмейстером. Исполнение произведений с аккомпанементом обогащает их музыкальные представления, помогая лучше понять содержание, стиль и форму произведения.
Освоение предмета «Хоровой класс» осуществляется согласно учебному плану - с 1-го по 8-й год обучения. Возраст обучающихся – 7-18 лет. Аудиторные занятия проводятся 1,2 класс – 1 час в неделю, с 3- го по 5–й класс - 2 часа в неделю, 6-8 класс - 3 часа в неделю. Для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации, творческим мероприятиям обучающимся предоставляются консультации для сводного хора: 2-3 класс – 13 часов в год, 4-5,9 класс – 16,5 часов в год, 6-8 класс – 33 часа в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета составляет 4035часов.
Максимальная учебная нагрузка – 4035 часов, в том числе:
аудиторные занятия – 2059часов, консультации – 158 часов, объем времени на самостоятельную работу обучающихся – 1301 часов.
При реализации учебного предмета с дополнительным (девятым) годом обучения максимальная учебная нагрузка составляет 4511,5 часа, в том числе:
аудиторные занятия – 2338часов, консультации – 174,5 часа, объем времени на самостоятельную работу обучающихся – 1976 часов.
II. Учебно-тематический план
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
|
1. |
Работа над над певческой установкой и дыханием |
Практическое |
|
2. |
Работа над звуковедением и дикцией |
Практическое |
|
3. |
Работа над строем и ансамблем (2,3,4-х голосие) |
Практическое |
|
4. |
Работа над формированием исполнительских навыков |
Практическое |
|
5. |
Работа над хоровыми произведениями. |
Практическое |
|
6. |
Сдача партий |
контрольный урок |
|
7. |
Сводные репетиции |
Консультации |
III. Содержание учебного предмета «Хоровой класс»
Сведения о затратах учебного времени
Год обучения |
Общий объем времени (в часах) |
|||
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
консультации |
Максимальная нагрузка |
|
1 класс |
32 |
16 |
0 |
48 |
2 класс |
33 |
16,5 |
13 |
62,5 |
3 класс |
66 |
16,5 |
13 |
95,5 |
4 класс |
66 |
16,5 |
16,5 |
99 |
5 класс |
66 |
16,5 |
16,5 |
99 |
6 класс |
99 |
16,5 |
33 |
148,5 |
7 класс |
99 |
16,5 |
33 |
148,5 |
8 класс |
99 |
16,5 |
33 |
148,5 |
9 класс |
66 |
16,5 |
16,5 |
99 |
Итого: |
626 |
148 |
174,5 |
948,5 |
Самостоятельная работа учащихся
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету «Хоровой класс» определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования и планируется из расчета 0.5 часов в неделю в течение всего срока обучения.
Виды самостоятельной работы |
Объем часов |
Выполнение домашнего задания, в том числе: выучивание хоровой партии (работа над текстом, его произношением, верным воспроизведением мелодии и ритма, соблюдением штрихов, динамических оттенков, темпа произведения) |
75 |
Пение 2-х, 3-х, 4-х голосия совместно с другими партиями (либо исполнением другого голоса (голосов) на фортепиано) |
32 |
Посещение концертов, творческих мероприятий |
32 |
Подготовка к контрольным урокам |
9 |
Итого: |
148 |
На протяжении всех лет обучения преподаватель хорового класса следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и т.д.), постепенно усложняя и расширяя певческие возможности учащегося.
Содержание работы в хоровом классе представлено следующими тематическими разделами:
- Певческая установка и дыхание
- Звуковедение и дикция
- Ансамбль и строй
- Работа над хоровым произведением. Формирование исполнительских навыков.
Требования по годам обучения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ХОР (1 КЛАСС)
Певческая установка и дыхание
Развитие навыков пения сидя и стоя, положение корпуса и головы при пении. Знакомство с навыками певческого дыхания (вдох, задержка, начало пения, длительный выдох, смена дыхания в процессе пения, цезуры). Знакомство с первоначальными навыками использования «цепного» дыхания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.