Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Хоровое пение»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Освоение  данного предмета, помимо урока,  предполагает следующие  формы работы: концертные выступления, творческие встречи, участие в конкурсах и консультации у ведущих специалистов в области музыкального искусства.

При планировании работы с обучающимися необходимо соблюдать следующие принципы: доступность; последовательностьдвижения от простого к сложному; наглядность (показ преподавателя, прослушивание аудио- или просмотр видеозаписей); связь с практикой.

В работе над реализацией задач  программы учебного предмета «Хоровой класс» используются следующие формы, виды и методы обучения:

Формы работы:

-  над певческой установкой и дыханием;

-  над звуковедением и дикцией;

-  над строем и ансамблем (2,3,4-х голосие);

-  над формированием исполнительских навыков;

-  над хоровым произведением.

Виды  обучения:

-  распевание;

-  дыхательные упражнения;

-  пение по нотам;

-  чтение с листа;

-  сольмизация и сольфеджирование вокальных партий;

-  индивидуальная работа над хоровой партией, особенно  в начальный период;

-  пение хоровой партии как a capella, так и с сопровождением;

-  просмотр  видеоматериала, слушание аудиозаписей;

-  пение в ансамбле;

-  исполнение унисона, 2-х, 3-х, 4-х голосия;

-  посещение концертов и участие в них;

-  работа над репертуаром;

-  работа с хрестоматиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.

Методы обучения: словесный,  наглядный, практический, аналитический (анализ музыкального и поэтического текста, музыкальной формы произведения, объяснение содержания, разъяснения замысла композитора).

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Для реализации задач обучения необходима материально-техническая база, которая должна включать:

-  учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, стульями для учащихся, роялем или фортепиано, классной доской) и звукоизоляцией;

-  нотную и методическую  литературу;

-  наглядные пособия (таблицы, рисунки, карточки и т. д.)

-  шкафами (полками) для хранения  методической и учебной литературы, пособий;

-  библиотеку (фонотека, видеотека);

-  концертный зал с роялем для публичных выступлений;

-  технические средства обучения: магнитофоны, музыкальные центры, телевизоры, проигрыватели, пластинки, видеокассеты, аудиокассеты, диски СD, МР3, DVD.

Преподаватель должен иметь специальное образование и владеть всеми формами работы данного предмета, а также новыми педагогическими технологиями обучения. Для музыкального развития обучающихся имеет значение работа с концертмейстером. Исполнение произведений с аккомпанементом обогащает их музыкальные представления, помогая лучше понять содержание, стиль и  форму произведения.

Освоение предмета «Хоровой класс» осуществляется согласно учебному плану - с 1-го по 8-й год обучения. Возраст обучающихся – 7-18 лет. Аудиторные занятия проводятся 1,2 класс – 1 час в неделю, с 3- го по 5–й класс - 2 часа в неделю, 6-8 класс - 3 часа в неделю. Для подготовки  к промежуточной и итоговой аттестации, творческим мероприятиям обучающимся предоставляются  консультации для сводного хора: 2-3 класс – 13 часов в год, 4-5,9 класс – 16,5 часов в год, 6-8 класс – 33 часа в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета составляет 4035часов.

Максимальная учебная нагрузка – 4035 часов, в том числе:

аудиторные занятия – 2059часов, консультации – 158 часов, объем времени на самостоятельную работу обучающихся – 1301 часов.

При реализации учебного предмета с дополнительным (девятым) годом обучения максимальная учебная нагрузка составляет 4511,5 часа, в том числе:

аудиторные занятия – 2338часов, консультации – 174,5 часа, объем времени на самостоятельную работу обучающихся – 1976 часов.

II. Учебно-тематический план

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

1.

Работа над над певческой установкой и дыханием

Практическое

2.

Работа над звуковедением и дикцией

Практическое

3.

Работа над строем и ансамблем (2,3,4-х голосие)

Практическое

4.

Работа над формированием исполнительских навыков

Практическое

5.

Работа над  хоровыми произведениями.

Практическое

6.

Сдача партий

контрольный урок

7.

Сводные репетиции

Консультации

III. Содержание учебного предмета «Хоровой класс»

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

консультации

Максимальная нагрузка

1 класс

32

16

0

48

2 класс

33

16,5

13

62,5

3 класс

66

16,5

13

95,5

4 класс

66

16,5

16,5

99

5 класс

66

16,5

16,5

99

6 класс

99

16,5

33

148,5

7 класс

99

16,5

33

148,5

8 класс

99

16,5

33

148,5

9 класс

66

16,5

16,5

99

Итого:

626

148

174,5

948,5

Самостоятельная работа учащихся

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету «Хоровой класс» определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования и планируется из расчета 0.5 часов в неделю в течение всего срока обучения.

Виды самостоятельной работы

Объем часов

Выполнение домашнего задания, в том числе:

выучивание хоровой партии (работа над текстом, его произношением,  верным воспроизведением  мелодии и ритма, соблюдением штрихов, динамических  оттенков, темпа произведения)

75

Пение 2-х, 3-х, 4-х голосия совместно с другими партиями (либо исполнением другого голоса (голосов) на  фортепиано)

32

Посещение концертов, творческих мероприятий

32

Подготовка к  контрольным урокам

9

Итого:

148

На протяжении всех лет обучения преподаватель хорового класса следит за  формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и т.д.), постепенно усложняя  и расширяя певческие возможности учащегося.

Содержание работы в хоровом классе представлено следующими тематическими разделами:

-  Певческая установка и дыхание

-  Звуковедение и дикция

-  Ансамбль и строй

-  Работа над хоровым произведением. Формирование исполнительских навыков.

Требования по годам обучения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ХОР (1 КЛАСС)

Певческая установка и дыхание

Развитие навыков пения сидя и стоя, положение корпуса и головы при пении. Знакомство с навыками певческого дыхания (вдох, задержка,  начало пения, длительный выдох, смена дыхания в процессе пения, цезуры). Знакомство с первоначальными навыками использования «цепного» дыхания

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
82 Kb
Скачали:
0