Работа над дикцией певца в репетиционном процессе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного  образования детей

Детская школа искусств № 47 имени М.В. Мацулевич

Доклад

«Работа над дикцией певца в репетиционном процессе»

Составитель:

 преподаватель хора и вокала

Новокузнецк, 2015

Содержание.

1. Введение                                                                                                   3

2. Упражнения для активизации артикуляционного аппарата                4

3.Слогосочетания в развитии артикуляции                                              5

4. Скороговорки, как средство развития дикции певца                            6

5. Заключение                                                                                                9 

6. Список литературы                                                                                   10

1. Введение.

ДИКЦИЯ (от лат. dictio — произнесение) — ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция является средством донесения  текстового  содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности и раскрытия  музыкального образа.  Хорошая дикция у певца позволяет без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки. Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Разборчивость слов в пении определяется четкостью произнесения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прерывать связного звучания. Певец лишен возможности протянуть согласные во времени, так как это разрушает кантилену и ведет к скандированию отдельных слогов. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту; нельзя долго входить в гласный звук. Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней.  Вялые губы и язык в пении недопустимы.

Цель данной работы - показать некоторые способы  и приемы развития дикции.  

Задачи:

¾  активизировать артикуляционный аппарат певца при помощи упражнений;

¾  отработать произношение слогосочетаний  в пении;

¾  отработать произношение скороговорок в пении.

2. Упражнения для активизации артикуляционного аппарата.

Важную роль в развитии дикции певца, особенно на начальном этапе  играют упражнения для активизации артикуляционного аппарата. Они помогают включить в работу все артикуляционные мышцы, избавиться от мышечных зажимов,  способствуют выработке комфортного произношения любого текста в любом темпе. Следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении.

Упражнения для активизации артикуляционного аппарата.

1. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед-назад, вправо-влево, сделайте круговые обороты в обе стороны.

2. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3.  Погладьте языком внутреннюю поверхность щек, попробуйте «проткнуть » их кончиком языка.

4. Широко откройте  рот. Не только опустите челюсть, но и растяните губы. С открытым ртом попытайтесь свести губы вместе и разведите их обратно.

5. Наберите в рот воздуха, чтобы щеки сильно надулись, а потом выпустите его, чтобы получился характерный звук – «пфу». Повторите это упражнение на развитие артикуляции. Потом разувайте щеки, не открывая рот и не выпуская воздух.

6. Упражнение «Лягушка». Язык делает ритмичные движения вниз. Рот открыт максимально широко, язык четким и резким движением максимально далеко выбрасывается изо рта. Повторять до ощущения усталости подъязычной связки.

7. «Лошадки». Рот приоткрыт, цокаем языком, как лошадка. Челюсть неподвижна.

8. Из положения «Лошадки» упражнение «Грибок». Рот открыт максимально широко. Язык «присосался» к твердому небу. Сохранять положение максимально долго, пока язык сам не «отскочит» от неба.

9. Из положения «Грибок» упражнение «Гармошка». Рот открыт максимально широко. Язык присосался к твердому небу. Двигаем челюстью вверх-вниз, тем самым потягивая подъязычную связку, как будто играем на гармошке.

3. Слогосочетания  в развитии артикуляции.

Для тренировки артикуляционного  аппарата певца  очень хороши скороговорки, однако иногда требуется подготовительная работа, строящаяся на слогосочетаниях. При такой работе   недопустима так называемая широкая дикция, когда

Похожие материалы

Информация о работе