Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

вопрос  1      Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) стоит в ряду педагогических наук, ёе можно назвать прикладной наукой, поскольку  она,   опираясь   на   теорию, призвана    решать практические   задачи   воспитания,   обучения   и  развития учащихся.

МПРЯ – наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения рус. языку, о путях и условиях усвоения уч-ся знаний и навыков по рус. языку.

Предметом изучения - является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика рус. яз. призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. На основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Задачи: 1) чему учить (разработка содержания обучения — программ по рус. яз., создание учебников и различных учебных пособий для уч-ся, их постоянное совершенствование), 2) как учить (разрабатывают методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. д.), 3) почему так, а не иначе (исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д)

МПРЯ   изучает   уровни   знаний,   умений   и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. По мере развития жизни методики изменяются.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в школе — начальной и средней, в училищах, техникумах и вузах. Каждая ступень имеет свои особенности. Основные разделы методики: 1.Методика обучения грамоте, т. е. элементарному чтению и письму. 2.Методика чтения. Задача предмета «Чтение» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе как искусству слова. 3. Методика грамматики и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков. 4. Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом:; овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи — устной и письменной.

вопрос 3 Методологические основы МПРЯ 

Методологической основой МПРЯ является теория познания (гносеология).

Практическая цель методики – обеспечить для всех школьников наиб. полное, всестороннее овладение богатствами языка. Задача школы – делать язык наиболее совершенным, тонким орудием общения. Язык есть средство рационального , логического познания. Положения теории познания: 1)язык –важнейшее ср-во чел. общения; 2) язык неразрывно связан с мышлением; 3) Диалектический путь познания истины: 2 этапа: чувственное познание, рациональное познание.;4) практика – венец познавательного процесса.

МПРЯ связана с педагогикой, философией, психологией, лингвистикой, литературоведением.

Педагогика. В МПРЯ - все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Русский язык как предмет школьного изучения требует своеобразной, специфической интерпретации этих принципов.

Методика изучает две стороны процесса обучения, ее интересует, с одной стороны, какие методы обучения выбирает учитель, почему их выбирает, как организует работу учащихся, как помогает им в процессе работы, как проверяет усвоение, и с другой — как воспринимают учащиеся материал, как они работают, как работает их мысль, в чем они затрудняются, какие допускают ошибки и почему и т. д., что им интересно, а что — нет, каков уровень, объем и характер их ЗУН.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией, и частности психологией возрастной и педагогической. Без знания того, как протекают психические процессы у человека вообще и у ребенка определенного возраста в частности, невозможно успешное обучение и развитие речи учащихся. Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала. Психология дает методике данные, например, о процессах овладения речью, об усвоении грамматики.(Психолингвистика)

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
433 Kb
Скачали:
0