вопрос 41 Основные типы орфографических ошибок. Их причины. Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок.
Значение изучения орф. ошибок велико, благодаря этому учитель может определить какие темы изучены хорошо, а какие требуют доработки. Существуют различные способы проверки орф. грамотности: диктанты, списывания, выполнение орфографич. заданий, самост. письмо уч-ся.
Все ошибки учащихся 1 кл. делятся на 2 группы: графические (начертания букв) и орфографические.
Орфографические (2,3,4 кл) это:
1. ошибки на изученные правила;
2. ошибки на изучаемые правила;
3. ошибки на неизученные правила.
Типичные ошибки мл. школьников: правописание безуд. проверяемых гласных в корне (50%), безударные гласные в корне, непроверяемые ударением, правописание Зв. и гл. согласных в конце и середине слова, правописание слов с Ъ и Ь, падежные окончания.
Причины орфографических ошибок: не знание правил, нет тв. знания граммат. теории, на которую опирается правило, ложные аналогии, особенности нервной системы (заикание), дефекты речи.
Наряду с названными причинами, многие объясняются причинами общего характера: безграмотное окружение, необоснованный перевод учащихся из одного класса в другой.
Учитель, проверяя тетради должен вести учет и классификацию ошибок. Классификация ошибок служит для их исправления и предупреждения.
Одним из способов исправления ошибок является индивидуальная работа. Учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. (эта методика требует много времени).
Другой способ: учитель отмечает в тетради ошибки на полях, но не исправляет, чтобы ученик сам нашел и исправил.
Третий способ: фронтальная проверка написания текста с устным комментированием. Ученики самостоятельно находят и исправляют ошибки.
Для РНО отводится 20 мин. на одну тему.
Способы предупредительной работы: повторение правил перед письмом, орфографическое проговаривание, обращение ученика к учителю с вопросом как написать слово, обращение к орф. словарю, обращение к ассоциативному образу, усиление внимания к трудным темам, выделение трудных слов, включение их в упражнения, вывешивание плакатов, создание повышенной мотивации, поощрение успевающих учеников, воспитание уверенности уч-ся в возможностях достижения высокого уровня грамотного письма.
В начальной школе используются разнообразные орф. упражнения: списывание, диктант, словообразование, словоизменение, творч. работа с орф. целями (сочинения-миниатюры).
вопрос 39 Методика изучения морфемного состава слов.
Значение работы над морфемным составом слов: раскрытие лексического значения слова, получение элементарных сведений о словообразовании, углубление представлений о связи между предметами, формирование точности речи,орфогр. навыков, развитие умств.способностей(умение вычленять морфемы)
Ведущее положение все морфемы в слове взаимосвязаны, поэтому вначале уч-ся знакомятся с сутью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается каждая в отдельности с словообразовательной и орфографич. сторон.
Система изучения. Основные этапы:
1) пропедевтика изучения словообразования (словообразовательные наблюдения, усвоение совокупности признаков однокоренных слов, предшествующие теме «Однокоренные слова»);
2)Ознакомление с однокоренными словами и корнем (осн.задачи: приступить к формированию понятия «однокорен. сл.», познакомить с особ-ми корня, провести наблюдения по написанию корня в однокоренных словах, обогатить речь уч-ся однокоренными словами); У уч-ся развивают умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделить общее (корень), вначале вводится термин «родств. слова», затем «однокоренные».(упражнения: сопоставление однокоренных слов и синонимов, однокоренных и омонимов; придумыв. и запись однокоренных слов)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.