Для осознания учащимися порядка разбора учитель вместе с детьми выясняет, почему удобно соблюдать такую последовательность при характеристике слова. Вначале указывается какой частью речи является слово, его начальная форма. С опорой на начальную форму определяется род, склонение (сущ.), спряжение (глагол). После установления постоянных особенностей, отмечаются изменяемые: падеж, число (сущ.), лицо, число (глаголы). Специфика прилагательных, формы которого зависят от сущ-х, обуславливает необходимость установления связи прилагательного с существительным.
Разбор по частям речи проводится как в устной, так и в письменной форме. Он может представлять собой самостоятельный вид упражнения и включаться в др. виды работы. Частичный разбор производится ежедневно в целях решения разнообразных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе закрепления.
вопрос 48. Система изучения им. существительного.
Слова распределяются по ч. р. по след. признакам: значение, грамматические признаки, роль в предложении. Параметры изучения: что обозначает слово, на какие вопросы отвечает, как изменяется, какие имеет постоянные категории, каким чл. предл. является, как изменяется, как образуется. Принцип изучения: сравнение и сопоставление взаимосмеш. языковых явлений. Цель изучения им. сущ. – формирование навыков употребления в речи и правильное их написание. Задачи изучения: формирование лекс.-грам. понятия им. сущ., умение различать одуш. и неодуш., умение писать с большой буквы имена собственные, ознакомление с родом и. сущ, изменение по числам, написание падежных окончаний, обогащение словаря, овладение операциями анализа, сравн. слов и обобщения, развитие речи и мышлен. Все задачи решаются во взаимосвязи.
Изучение проходит в соответствии с общим порядком изучения частей речи:
1 кл. –морфолог. вопросы к отдельно взятым словам, 2 кл. – общее понятие о ч. р.,3,4 кл.- изучение некоторых грамматических категорий ч.р.
Порядок изучения. (см. программу) 1 кл. учатся различать предмет и слово как название предмета, классификация слов по смысловому значению (птицы, фрукты), 2 кл. работа над лекс. значением, их граммат. признаком (отв. на вопрос кто? что?, обозн. предмет). Формирование умения написания им. собственных. 3 кл углубление и систематизация знаний о лекс. знач, одуш.-неодуш., именах собств. и нарицательных, знакомство с категорией рда и числа., изучение склонений, падежных форм, 4 кл. уточнение данных о склонении, изучение особенности падежей, написания падежных окончаний.
Род. У большинства сущ. определяется по окончанию. В начальной школе подстановка слов : он мой, она моя, оно моё. Сначала только слова в им. падеже, затем косв. Наблюдение над окончаниями, правописание Ь на конце шипящих.
Число. Должны уметь различать слова во мн. и ед. числе по смыслу и окончанию, образовывать противоположные формы слов, правильно употреблять. Сущность категории усваивают на основе сравнения слов. Вывод: если сущ. обозначает один предмет, то оно употребляется в ед. числе, много – во мн. числе.
Склонение. Трудная тема. Дает теорет. основу для проверки правописания безударных падежных окончаний. Рассматривается как изменение формы (оконч.)
Падеж. Категория синтаксическая, необходима работа по связи слов в предложении. Приемы распознавания: по вопросам, по предлогам, по ударным окончаниям и роли в предложении. К значениям падежей идут от текста, от предложения и его внутр. связей. Строится таблица: падеж, вопрос, значение, пример. Вывод: падежные формы образуются с помощью окончаний (называют, выделяют).Изуч-ся 3 скл. и. сущ.(сост. таблица скл. по падежам).Упр.: склонение и. сущ, анализ падежных форм, выделение падежн. окончаний. (списывание с коммент., орф. заданиями, орф. разбор, творч. работы с орф. целями).
ИТОГ: Имя сущ. обозначает предмет; отвечает на вопросы кто? что?; бывает муж, жен, ср. рода; изменяется по числам, падежам, в предложении бывает подлежащим или второстепенным членом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.