вопрос 15. Обучение чтению в основной период.
Главная задача: обучение слоговому чтению.
Дети знакомятся с согласными. Учатся обозначать разные звуки (тв. и мяг.) одной буквой, усваивают алфавитное название буквы. На осн. этапе дети понимают. что чтение не сводится к названию букв. Обучение слоговому чтению осуществляется путем предшествующего зрительного анализа слова по ориентирам (/ граница слога , согласный за пределами слияния) Например:
Нужно научить детей читать слияние за один прием, а согласные до или после слияния можно читать отдельно. Гласные перед согласными тоже читаются отдельно (а н то н).
Главное на этом этапе: аналитико-синтетическая работа. Звуковой анализ проводится во всем диапазоне гл. и согл. звуков, независимо от того сколько букв уже знают дети. ( опережающий звуковой анализ)
Приемы зв. анализа: 1.Отчетливое произношение слова по слогам с выделением звука. 2. Пресечение произн. слова или слога в момент произнесения нового звука (пар та) 3. Артикулирование. 4. Прием договаривания незаконченного слова или слога (ле с ). 5. Сравнение слов или слогов по звучанию и начертанию (воз, вёз) 6. Подбор слов с изучением звуков и определение его места в слове. (р, рь: хор, хорь, борьба)
Приемы звук. синтеза: 1. Протяжное произнесение согл. перед гласными. (на,та,ма ) 2. Наращивание согл. перед гласными. ( с варила).3 Чтение по подобию. (Ма-ша, Са-ша). 4. Перестановка слогов (насос –сосна)
Все приемы используются во взаимосвязи. В осн. период изучаются редко встречающиеся гласные, все согласные, йотированные буквы, Ъ и Ь.
Типы уроков: основные – уроки изучения звуков и соотв. букв, уроки закрепления, реже уроки повторения, контрольные уроки.
План урока знакомства…: 1. Закрепление и повт. пройденного. 2. Знакомство с новым звуком (выбор опорного слова, зв.анализ ; набл. за произношением, его хар-ка(гл. или согл.), нахождение нового звука в предложенных учителем словах, подбор уч-ся слов с новым звуком ) 3. Знакомство с новой буквой. (показ печатной буквы, печатание буквы, нахожд. б. в учебном материале. 4. Чтение слияний с новой буквой. 5. Чтение слов по ориентирам. 6. Чтение и разбор текста (анализ, рассуждение), соотнесение его с иллюстрациями. 7. Занимательные упр.
К концу осн. периода уч-ся должны: свободно и правильно произносить все звуки, определять зв. состав слов, последовательность звуков в слове, ударение, слоги; составлять слова из букв разрезной азбуки, записывать слова; различать тв. и мягкие согл, звонкие и гл., называть пары; знать все буквы, соотносить их со звуками, читать слогами (словами),соблюдать осн. орфоэпические нормы, понимать прочитанное, отвечать на вопросы. пересказывать текст, сравнивать, группировать, обобщать.
вопрос 8 Психологические основы современной методики обучения грамоте.
Обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: беседы, рассказы. наблюдения, отгадывания загадок, пересказ. Эти виды работ способствуют созданию речевых ситуаций, осмысливающих процессы чтения и письма.
Для формирования навыка чтения и письма необходимо многократное повторение действий.
Необходимо развивать фонематический слух детей, ф. слух необходим для выработки в дальнейшем орфографических навыков.(разл. слух.упр.)
Учитель должен знать, что представляет для первоклассника сам процесс чтения (поле зрения – одна буква, необходимо распознать, перекодировать, слить буквы в слоги, а слоги в слова)
Письмо также является сложным речевым действием. Ребенок должен осмыслить звучащее слово. дифференцировать звуки, установить их последовательность, перекодировать звуковую форму в графическую, непосредственно воспроизвести на бумаге. Кроме того, он должен помнить как будет двигаться ручка по строке, как следует сидеть и держать ручку. Этот процесс требует от ребенка больших усилий, поэтому необходимы специальные упражнения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.