Цели: усвоение признаков грамматического характера, анализ и обобщение грамматических знаний, повторение всего пройденного грамматического материала, контроль за сознательностью и четкостью в знании учеников, развитие аналитико-синтетических способностей учащихся, укрепление грамотности.
Виды грамматического разбора.
1. По содержанию (морфологический, синтаксический, смешанный)
2. По объему (полный, частичный, выборочный)
3. По форме (устный и письменный)
4. По месту выполнения (классный и домашний)
5. По цели выполнения (обучающий и контрольный)
Морфологический разбор (указание части речи и морфологической формы)
1 кл. ведется только подготовительная работа, суть её в том, что ученики к отдельно взятым словам ставят морфологические вопросы.
2 кл. Учащиеся называют часть речи, род и число существительных.
3- 4 кл. Называют начальную форму, вопрос, определяют часть речи, называют род, число, склонение, падеж.
Синтаксический разбор (разбор по членам предложения)
1 кл Дают характеристику предложению, устанавливают связь слов в предл.
2 кл. Находят главные и второстепенные члены предложения, пары слов (устно и письменно, с вопросами и без)
3. Синтаксический разбор усложняется только тем, что предложения более трудные ( в частности с однородными членами)
4 кл. Уч-ся должны назвать тип предложения по цели высказывания, кроме пар слов должны выделять словосочетания.
В частных программах бывают другие подходы.
Морфемный анализ (разбор слова по составу) изучается в теме «Состав слова» (корень, окончание, приставка, суффикс). Начинается с выделения окончания.
Фонетический разбор. (выяснение последовательности звуков в словах, их характеристика, установление соответствия м/у буквами и звуками. В 1кл. это звуко-букв. анализ слов, в которых написание не расходится с произношением. Во 2-3 кл. более сложные слова.
вопрос 43 Диктант и его виды.
Диктант – запись материала, воспроизводимого на слух. Одно из эффект. упр., используемых на уроках русского языка. Существует несколько классификаций .
Все виды можно подразделить по 2 основаниям: по структуре материала, предлагаемого для диктовки, по основной цели проведения.
1. по структуре материала: буквенные диктанты, диктанты слияний, словарные, диктанты по словосочетаниям, предложениям, текстам.
2. по цели проведения: обучающие и контрольные.
Обучающие диктанты подразделяются а) по времени объяснения орфограмм, б) по характеру операций с текстом.
По времени объяснения орфограмм предупредительные (сначала объяснение, затем запись, используется после изучения новой темы),
объяснительные (запись, а затем объяснение, используется на уроках закрепления, повторения, требует большей самостоятельности), комментированные (пояснения непосредственно в процессе письма, начинаются на уроках грамоты)
По характеру операций с текстом: выборочные (отбор по заданию учителя для записи соответствующих частей текста, исключает механическую запись, способствуют лучшему восприятию), свободные (учащиеся изменяют текст самостоятельно, сохраняя общий смысл), творческие (со вставкой слов, с изменением слов)
В целях активизации учащихся применяют «Диктант с обоснованием» (ученик дает письменное объяснение диктуемого слова, а затем записывает само слово или пишет впереди проверочное слово) и диктант «Проверяю себя» (в процессе записи учащиеся подчеркивают все орфограммы, в которых сомневаются, чтобы потом спросить у учителя).
Обучающее-проверочный диктант целесообразен непосредственно после изучения нового материала наряду с предупредительным диктантом.
Контрольные диктанты: текущий (после изучения отдельных тем или вопросов), итоговый (проверка изученного в течение длительного времени 4-10 в год). В них не должно быть слов на неизученные правила, если они встречаются – выписываются на доске. Количество слов для каждого класса строго определено. Методика контрольных диктантов: первичное прочтение, вопросы по содержанию, диктовка каждого предложения, заключительное чтение для проверки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.