Трудности фонетики и графики в содерж. материала: а) осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе;б) дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, жи, ши и т.п.);в) дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение. Трудности в усвоении материала):а) недостатки артикулирования звуков речи: [с] — [ш], [л] - [р] и пр.;б) высокие требования литературной речи (привычка к просторечью)в) трудности звукослияния на нач.этапах чтения , г) трудности письма, его техники, неустойчивость внимания и пр. Некоторые трудности снимаются введением системности языковых понятий. Ряд: общение - речь, ее понимание - предложение - слова - слоги - звуки речи - осмысливает каждую единицу этого ряда, формирует целостный, системный механизм языка в сознании школьника.Произносительные ошибки уч-ся пока намного превышают общеизвестную «норму» ошибок орфографических и бороться с ними труднее.
вопрос 38 Методика обучению письму слов с непроверяем. орфограммами
В рус. языке много слов, написание которых не регулируется орф. правилами и не определяется произношением. В большинстве случае это слова с непроверяемыми гласными в корне (береза, сирень).
Усвоение правописания таких слов связано с трудностями, необходима систематическая работа над «трудными (словарными) словами». В программе определен список слов для каждого класса для обязательного усвоения. В учебнике также имеется словарик. 9% ошибок связано с традиционным написанием. Работа со словарными словами включает:
1. первоначальное знакомство со словом.
Особое внимание уделяется первоначальному знакомству со словом. Это может быть загадка о предмете, затем показ карточки с этим словом. Чтение, проговаривание, запись слова в специальную тетрадь.
2. упражнения на закрепление орфографии.
Это могут быть списывание с подчеркиванием, списывание со вставкой пропущенных букв, диктант в загадках, картинный диктант, орфографическое проговаривание (комментирование), подбор однокоренных слов, упражнения в склонении и спряжении, составление с трудными словами словосочетаний и предложений. На орф. работу отводится 7-8 мин, она должна быть связана с работой по чистописанию и темой урока.
3. проверка знаний учащихся.
Текущий и контрольный диктант. Кол-во слов: 2 кл. 7-8 слов, 3 кл. 8-10 слов, 4 кл. 12-15 слов.
При усвоении написания трудных слов неоценима помощь словарика. Они бывают: готовые, в конце учебника, самодельные, настенные.
Уже в 4 четв. 1 кл. учащиеся заводят тетрадь, куда наклеивают картинки, а внизу пишут словарное слово. Со 2 кл. уч-ся ведут алфавитные словарики. После изучения темы алфавит отводится целый урок на знакомство со словариком. Дети составляют самостоятельно под руководством учителя оглавление, учатся находить нужные слова в словаре, определяют роль словаря. В качестве упражнений предлагаются: подбор однокоренных слов по словарю, составление предложений, небольших сочинений; заменить группы слов равнозначными глаголами, проверить по словарю. Для упражнений можно использовать не только слова для изучения в 1кл., для обеспечения преемственности. Также используются ребусы, загадки, перфокарты.
Словарно-орфографическая работа – это часть работы по развитию речи (осн. задача нач. школы).
Принципы выбора слов: тематический (по сюжетным картинкам), по графическому тождеству (безуд. о или оро), по графическому контрасту (слова с непроверяемыми о а или е я.
Виды словарной работы: с опорой на зрит. восприятие, слуховое, творческие виды работы. Необходимы систематичность, разнообразие, различные приемы.
вопрос 40 Требования к современному уроку русского языка.
Урок – основная форма работы с учащимися. Именно в уроке реализуется программа, методика, осуществляется процесс обучения. Триединая задача урока: воспитание, развитие, обучение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.