Необходимо учитывать психические функции мл. школьников: внимание (дети 6-7 лет не умеют распределять внимание, необходимо приучать слушать учителя, выполнять несложные задания, учить наблюдать и рассматривать картинки, действовать с ними)), память нагл.-обр.(словесный материал запоминается в основном механически, без осмысления, необходимо сочетать словесные и наглядные приемы обучения), восприятие (дети воспр. предмет в целом, необходимо учить рассматривать, анализировать, сопоставлять), мышление (конкретное; необх. развивать абстрактное: разл. логические упражнения ), речь (диалогическая; необх. развивать монологическую, учить высказываться, составлять предложения , рассказы по картинкам).
Учитель должен использовать наглядность, разнообразные приемы активизации уч. процесса, чередовать различные виды работы. Помнить особенности процесса чтения мл. шк., этапы обучения: 1)аналитический (побуквенное чтение); 2) слогоаналитическое (ед. чтения слог); 3) Целостное восприятие (чтение целыми словами); 4)беглое синтетическое чтение (120 сл/мин)
вопрос 6 Методы исследования в МПРЯ
МПРЯ— прикладная наука, огр. роль играет практика. Высокий научный уровень практических рекомендаций, точность выводов обесп. исследованиями.
Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. В процессе иссл. деятельности они, как правило, пользуются в единстве, переплетаются.
Теоретические м е т о д ы: 1) изучение методологических основ (например, связи мышления и речи), а также смежных наук; 2) изучение «истории вопроса», т. е. опыта дореволюционной и советской школы и методики по избранному вопросу, 3) изуч. вопросов соврем. науковедения, эвристики, логики, методов исследования в смежных науках (психологии, лингвистике), опыта исследовательской работы крупных ученых; 4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путём — в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента, формулирование выводов и практических рекомендаций (математич. методы).
Эмпирические методы: 1) изучение опыта учителей с целью обнаружения, обобщения, оценки и распространения нового; с целью определения уровня работы учителей и учащихся, на который методическая наука должна ориентироваться; 2) целенаправленные наблюдения над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведение магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ — диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей и т. п. (применяется при обобщении опыта учителей, в эксперименте и в других формах исследований); 3) эксперимент — самый распространенный метод в развитии методики.
В отличие от первых двух методов, эксперимент предполагает дедуктивный путь поиска истины: выдвигается гипотеза (хотя бы в общих чертах: гипотеза развивается и уточняется в ходе эксперимента), создаются искусственные условия обучения школьников, которые отличаются от обычных, традиционных только тем, что являются предметом экспериментальной проверки (например, принципиально новое расположение учебного материала). Эксперимент проводится в нескольких классах параллельно. Для сопоставления берутся контрольные классы, в которых работа проводится по обычной методике.
Эксперименты различаются: 1) по широте своих целей: проверка отдельного методического приема, проверка новых программ, новых учебников, в которых участвуют целые районы, области; 2) по своим задачам эксперимент проводится для выяснения: а) доступности нового метода, нового учебника и пр.; б) сравнительной эффективности этого метода или пособия.
Для подведения итогов эксперимента очень важны критерии оценки его результатов. Эти критерии должны быть точными, едиными для всех случаев. Эксперимент может дать как положительный, так и отрицательный результат.
Задачи исследования - разработать методику, проверить её доступность, определить её эффективность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.