вопрос 4
Принципы обучения родному языку.
В МПРЯ - все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Русский язык как предмет школьного изучения требует своеобразной, специфической интерпретации этих принципов.
Принцип связи теории с практикой предполагает постоянную речевую деятельность, устн. выражение мысли, письмо, чтение, а также применение теорет. знаний при решении практ. задач. Принцип наглядности – это не только использование схем и таблиц, но и постоянное наблюдение над живым языком, над речью (фольклор, произведения классиков)
Разрабатываются также собственные методические принципы (выведенные из закономерностей усвоения языка, речи).
Закономерности |
Принцип |
Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами рече-вого аппарата, координировать речедви-гательные и слуховые ощущения. |
Внимание к материи языка и физическому развитию органов речи. (необх. тренировать органы речи) |
Единство языка и мышления, синхронность развития лексических и грамматических навыков. |
Понимание языковых значений. (понимание слов, морфем, предложений, словосочетаний) |
Понимание не только смысловых, но и эмоциональных оттенков. |
Выразительность речи. (изучение языка на материале лучших образцов.) |
Способность запоминать традицию сочетания языковых единиц, способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи. |
Развитие чувств языка (разговаривая, читая, слушая ребенок накапливает языковой материал и усваивает его законы) |
Письменная речь усваивается, если она сопоставляется с устной. |
Принцип усвоения письменной речи. |
вопрос 2 Русский язык как предмет в начальных классах.
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Умения и навыки в области родного языка (речь — говорение, восприятие речи — аудирование, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества.
Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе как учебный предмет.
Задачи предмета рус. яз.:
1. научить правильно и грамотно говорить, читать , писать;
2. обогатить речь уч-ся;
3. дать начальные сведения по рус. яз. и лит-ре;
4. развивать внимание, интерес к чтению к книге;
5. уточнить и расширить представление детей об окр. мире.
Более 50% часов выделено в начальном обучении для рус. яз. – центральный предмет.
Содержание и объем предмета определено программой, в ней указаны требования к уровню ЗУН учащихся. Программа состоит из пояснительной записки (организация уч. процесса, задачи изучения предмета, частей, разделов, место, средства, методы обучения) и основной части (разделы: 1)обучение грамоте, 2) литературное чтение, 3)фонетика, лексика, грамматика, правописание, развитие речи, 4) внеклассное чтение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.