Требования к уроку русского языка:
1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики (морфологии, синтаксиса), морфемики, лексики, орфографии.
2. Гармоническое сочетание теории и практики.
3. Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса, развитие активности, самостоятельности уч-ся через выбор методов и приемов, развитие логического мышления, его гибкости, выбор материала, развивающего и обогащающего общие знания, воспитание личности ученика, его способностей, творчества.
4. Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно худ. текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилист. особенностям.
5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей.
6. Связь данного урока с предыдущим. Внутренняя логика урока. Подчиненность всех звеньев урока его цели.
7. Использование новых достижений дидактики, пед. психологии: формирование умственных действий на материале предмета, развивающее обучение, обратная связь на уроке, лично ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся.
Обычно к уроку предъявляют требование: урок должен быть динамичным, должна чередоваться устн. и письм. работа, учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятельным выводам, решениям. Цель урока должна быть реализована. Уроки должны быть разнообразны. Осн. типы уроков: а) урок изучения новой темы; б) закрепление темы; в) уроки повторения; г) повторительно-обобщающие; д) контрольные; е) комбинированные (основные в нач. школе).
Структурные компоненты урока: орг. момент; проверка д/з; подготовка к изуч. нового материала; изучение нов. материала; закрепление; итог урока; д/з.
Основа планирования – программа по рус. языку (цели, содержание, последовательность разделов, ЗУН уч-ся, виды работ). Учитель составляет календарный план, необходимый для поурочного планирования. Для проведения урока составляется конспект (3-4 стр.) или план урока , в нем указывается тема, цели, оборудование, ход урока.
вопрос 42 Упражнения на уроках русского языка. Принципы выбора упражнений.
Упражнение – центральное занятие, вокруг которого группируются остальные (Ушинский).Упр. необходимы для усвоения, применения, закрепления материала.
Характер упр. должен соответствовать особенностям изучаемого материала.
Требования к упражнениям: самостоятельность уч-ся, систематичность, логичность, упражнения должны быть сначала усные, затем письменные, разнообразие.
Осн. часть урока должны составлять устн. и письм. упражнения. Упр. направлены на развитие орфогр. зоркости, закрепление теорет. знаний, уточнение сущности и формулир. правила.
Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятий, его спецификой, установления последовательности их выполнения. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений.
По характеру формирования знаний: морфологические и синтаксические. По характеру деятельности: аналитические (грамматический разбор по ч. речи и по членам предложения), синтетические, упражнения на сравнение, классификацию, обобщение.
В чистом виде синтетические и морфологические упражнения в начальных классах даются редко: поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, для овладения орфограммами по морфологическому принципу наиболее целесообразны упр. типа списывания, осложненного различными заданиями (подчеркивание орф., вставка пропущенных букв, подбор проверочных слов и др.), т.к морфологические написания требуют знания состава слова, умения находить опорные формы.
Основные виды упражнений в нач. классах: списывание, диктант, орф. и граммат. разбор, работа с орф. словарем, словообразование, словоизменение, творч. работы(сочинения-миниатюры).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.