Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 8

Особенности   программных   требований   по   каждому   из   разделов   подробнее   разъяснены   в   соответствующих   главах   данного учебного пособия.

Содержание и виды занятий по рус. яз состоят: 1) в развитии устн. и письм. речи уч-ся; 2) в обучении грамоте, превращении чтения и письма в навыки; 3) в изучении литер. нормы – орфогр. и пунктац. грамотного письма; 4) в изучении теорет. материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании научных понятий по языку; 5) в приобщении школ. к образцам худ., научно-популярной и иной лит-ры.

вопрос 16    Особенности знакомства уч-ся с буквами Е  Я  Ё  Ю .

Методисты неоднозначно подходили к  этому вопросу.  Типичные ошибки, которых следует избегать: нельзя называть эти буквы звуками, мягкими согласными, поскольку мягкость создает солг. – й., необходимо четко отграничивать те случаи, когда эти буквы создают мягкость предшествующего согласного (напр. лес).

На изучение йотировнных гласных отводится по 2 урока. Изучаются по принципу частотности: е  я  ё  ю.

На первом уроке решаются следующие задачи:

1.  Познакомить с гласной буквой.

2.  Показать, что она обозначает слияние в начале слова и после гласных.

3.  Учить читать слова с новой буквой в начале слова и после гласной

(например:  тема «Буква  е в начале слова и перед гласной». Цель: 1. познакомить с гласной букой е, 2. показать, что она обозначает слияние в начале слова и после гласных, 3. учить читать слова с новой буквой. Опорная картинка «ели» Разбор слова: 2 слога, 1 слог –слияние мягкого согл. й с гласным э, 2 слог – слияние мягкого согл. л с гласным и. Ударение на первый слог. Составляют схему. Вывод: обозн. два звука, гласная, т. к. обозначает слог)

На втором уроке решаются следующие задачи:

1.  е после согл. обозначает один гласный звук и мягкость предшествующего согласного.

2.  учить читать слова с буквой е после согласных. (тема: «Буква е после согласных)

вопрос14.      Подготовит. к обучению грамоты период. Его задачи и сод-е.

Обучение грамоте  делится на 3 периода: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный период  является первоначальным звеном в системе обучения чтению.

Задачи:

1.  Знакомство с новым учебником, требованиями школы.

2.  Подготовка к осознанному овладению чтением.

3.  Развитие речевого слуха. связной речи.

4.  Воспитание  активности, положительного отношения к учению.

Этапы:

1. Безбуквенный   (уч-ся знакомятся с понятием речь (устн. и письм.), предложение, слово, слог, ударении, согл..гл. звуки, слияние.

К концу этапа должны уметь делить речь на предложения, предл. на слова, слова на слоги, уметь составлять предложения из 2-3 слов, различать звуки речи на слух, устанавливать их последовательность в слове, слоге.

2. Этап пяти гласных.

Закрепляется ранее изученное и решаются новые задачи: знакомство с гласными  А О У Ы И, учатся обозначать их буквами, учатся читать по картинке и схемам, учатся давать полные ответы, составлять рассказы по картинкам, выполняют логические упражнения.

Все уроки одного типа: объяснение нового материала, последний – обобщающий. План: слогозвуковой анализ опорного слова, выделение нового звука, знакомство с новой буквой, упражнение в чтении слов по схемам, упражнения по развитию речи и мышления.

Гласные выделяются из наиболее благоприятной позиции в слове.  Дети усваивают: читать гласные, значит, называть их.

Значение подготовительного  периода: учит анализу речи, новым звукам.

вопрос12. Характеристика современной аналитико-синтетической системы обучения грамоте.

С 1937г. , после того как  показал свою несостоятельность метод целых слов, вновь вернулись к звуковому ан.-синт. методу обучения грамоте. Неоднократно переиздаваемые буквари,  традиционно придерживались этому методу, внося новые поправки. Авторы современного букваря называют современный звуковой аналитико-синтетический метод системой.

Основные характеристики: