Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 27

Склонение. Одна из труднейших тем. Этапы: связь прил. с сущ., постановка вопроса, определение падежа по сущ., склонение сущ. с прил., записываются формы всех падежей, выделяются окончания (все 3 рода). Выводы: от сущ. зависят род, число, падеж, можно задать вопрос от сущ. к прилагательному и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадатьс окончанием прилагательного в том же падеже, падежные вопросы отл. от сущ., различаются от твердости/мягкости основы, могут быть ударными/безударными. Упражнения: сост. словосочетаний, полное склонение их устно и письм., выбор прилаг. с обоснованием, распространение предложений, списывания с орф. заданиями.

Составляются опорные схемы, алгоритмы: порядок грамматического разбора сущ. и прил., алгоритм проверки безударных окончаний.

ИТОГ: имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы…,изменяется по родам в единственном числе, изменяется по числам, падежам (склоняется), в предложении относится к существительному, является второстепенным членом.

вопрос 47  Фонетический и синтаксический разбор.

Фонетический разбор, звуко-буквенный анализ слова начинается в период обучения грамоте. Учащиеся знакомятся с глухими и звонкими звуками, тв. мягкими. Для фонетического разбора в 1 классе подбираются слова  написание и произношение которых не расходятся. В 3 кл. разбираются слова с непроизносимыми согласными, йотированными буквами. Частичный звуко-буквенный анализ используется при обосновании написания слов.

Цель: выяснить последовательность звуков в словах, их хар-ку, установить соответствие между звуками и буквами.

В методике Рамзаевой Т. Г. ученики должны отвечать на вопросы: 1) Сколько в слове слогов? Какой ударный? 2) Сколько в слове гласных и согласных звуков?  3)Охарактеризовать звуки.  4) Сколько букв, звуков в слове? 

Отвечать на  вопросы легче после характеристики звуков.

План разбора: произнесение слова, выделение звуков в слове, их количество, объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука, указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал), характеристика звуков (гл.-согл, тв.-мяг.,зв. –гл.), слогоделение, ударн.,безударн. слоги, ударение, транскрибирование, указание орфограмм и способа их проверки.

Например: со/ль – 1 слог; с -  [c] –согл, гл.,тв.

о -  [о] – гласн.

л -  [л/]  - согл.,зв.,мягк.

ь -  [- ]

_________

4 б., 3 зв.    

Синтаксический разбор.(разбор по членам предложения)

Разбор по членам предложения углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями. В первом классе ученики отвечают на вопросы учителя (о чем говорится, что делают и т.п.)

Во втором классе вводятся термины подлежащее, сказуемое, у учащихся формируется умение выделять их  в предложении. (Например: О ком (чем?) говорится в предложении?  Кто? (Что?)  (…) – подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Что делали? (…) – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами).

В третьем классе ход рассуждения остается прежним, только содержательная сторона углубляется. Добавляются второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы им. прил., косв. падежей.

В 4 кл. качественных изменений в синтаксический разбор не вносится, но больше внимания уделяется связи слов в предложении.

В процессе анализа предложений нужно специально отрабатывать постановку вопроса к каждому члену предложения.

План разбора: прочитать предложение с необходимыми интонациями, определить главные члены предложения, какой частью речи выражены, определить второстепенные члены, объяснить знаки препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).

вопрос 45  Грамматический разбор, его значение и виды.(исп. программу)

Для формирования грамматических понятий необходима система упражнений. Центральным упражнением является грамматический разбор.

Грамматический разбор – это упражнение аналитического характера, состоящее в том, что учащиеся находят в тексте определенные грамматические явления и называют присущие им грамматические признаки.