Склонение. Одна из труднейших тем. Этапы: связь прил. с сущ., постановка вопроса, определение падежа по сущ., склонение сущ. с прил., записываются формы всех падежей, выделяются окончания (все 3 рода). Выводы: от сущ. зависят род, число, падеж, можно задать вопрос от сущ. к прилагательному и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадатьс окончанием прилагательного в том же падеже, падежные вопросы отл. от сущ., различаются от твердости/мягкости основы, могут быть ударными/безударными. Упражнения: сост. словосочетаний, полное склонение их устно и письм., выбор прилаг. с обоснованием, распространение предложений, списывания с орф. заданиями.
Составляются опорные схемы, алгоритмы: порядок грамматического разбора сущ. и прил., алгоритм проверки безударных окончаний.
ИТОГ: имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы…,изменяется по родам в единственном числе, изменяется по числам, падежам (склоняется), в предложении относится к существительному, является второстепенным членом.
вопрос 47 Фонетический и синтаксический разбор.
Фонетический разбор, звуко-буквенный анализ слова начинается в период обучения грамоте. Учащиеся знакомятся с глухими и звонкими звуками, тв. мягкими. Для фонетического разбора в 1 классе подбираются слова написание и произношение которых не расходятся. В 3 кл. разбираются слова с непроизносимыми согласными, йотированными буквами. Частичный звуко-буквенный анализ используется при обосновании написания слов.
Цель: выяснить последовательность звуков в словах, их хар-ку, установить соответствие между звуками и буквами.
В методике Рамзаевой Т. Г. ученики должны отвечать на вопросы: 1) Сколько в слове слогов? Какой ударный? 2) Сколько в слове гласных и согласных звуков? 3)Охарактеризовать звуки. 4) Сколько букв, звуков в слове?
Отвечать на вопросы легче после характеристики звуков.
План разбора: произнесение слова, выделение звуков в слове, их количество, объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука, указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал), характеристика звуков (гл.-согл, тв.-мяг.,зв. –гл.), слогоделение, ударн.,безударн. слоги, ударение, транскрибирование, указание орфограмм и способа их проверки.
Например: со/ль – 1 слог; с - [c] –согл, гл.,тв.
о - [о] – гласн.
л - [л/] - согл.,зв.,мягк.
ь - [- ]
_________
4 б., 3 зв.
Синтаксический разбор.(разбор по членам предложения)
Разбор по членам предложения углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями. В первом классе ученики отвечают на вопросы учителя (о чем говорится, что делают и т.п.)
Во втором классе вводятся термины подлежащее, сказуемое, у учащихся формируется умение выделять их в предложении. (Например: О ком (чем?) говорится в предложении? Кто? (Что?) (…) – подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Что делали? (…) – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами).
В третьем классе ход рассуждения остается прежним, только содержательная сторона углубляется. Добавляются второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы им. прил., косв. падежей.
В 4 кл. качественных изменений в синтаксический разбор не вносится, но больше внимания уделяется связи слов в предложении.
В процессе анализа предложений нужно специально отрабатывать постановку вопроса к каждому члену предложения.
План разбора: прочитать предложение с необходимыми интонациями, определить главные члены предложения, какой частью речи выражены, определить второстепенные члены, объяснить знаки препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).
вопрос 45 Грамматический разбор, его значение и виды.(исп. программу)
Для формирования грамматических понятий необходима система упражнений. Центральным упражнением является грамматический разбор.
Грамматический разбор – это упражнение аналитического характера, состоящее в том, что учащиеся находят в тексте определенные грамматические явления и называют присущие им грамматические признаки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.