Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 22

вопрос 44  Списывание и его варианты.

Списывание – упражнение, состоящее  в записи обозреваемых текстов.

Оно является одним из самых распространенных упражнений. Большая часть упражнений в учебнике представляют собой различные варианты списывания. В разное время списыванию отводилась то ведущая роль, то ничтожная.

Существует несколько классификаций – Закоружниковой М. Л. и др. и Каноныкина – Щербаковой.

Классификация:

1. списывание без заданий (дословное, без изменений; обеспечивает правильные зрит. восприятия слов, выработку двигательного навыка). Различается списывание – копирование (срисовывание букв) и простое списывание (осмысленное)

2.  списывание с заданиями  (задания способствуют решению разл. рода задач: графических, орфографических, логических, грамматических, лексических, стилистических)

Графические задания выполняют  в связи с изучением раздела «Звуки и буквы» в 1кл.( подчеркивание букв по заданию).

Грамматические задания : морфологические и синтаксические.

а) Морфологические задания: списывания с подчеркиванием определнных форм (сущ, прил.,гл.), списывание с обозначением частей речи, списывание с перегруппировкой материала по названному признаку, списывание с заменой одних форм другими.

б) Синтаксические  задания: списывание с целью научить  детей соединять по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, строить предложения из предложенного словесного материала.

Орфографические задания требуют нахождения , выделения, обозначения орфограмм и их обоснования. Орфографические задания при списывании сводятся: к подчеркиванию орфограмм, группировке материала по орфографическому признаку, вставке пропущенных букв ( с подбором проверочных слов, без подбора, замене слов данных в скобках).

Логические задания требуют от учащихся умения определять признаки предметов и явлений, по признакам и действиям описать предмет, подводить видовое понятие под родовое ( к словам из 1 ст. написать слова-обобщения из 2 столбика ), подбирать видовое понятие по родовому (например, выписать сначала названия птиц, потом зверей), выявить слово, не обладающее общим признаком.

Лексические задания: списывание с подчеркиванием синонимов и антонимов, списывание с заменой некоторых слов синонимами или антонимами, списывание со вставкой близких по значению слов или противоположных по смыслу.

Стилистические задания имеют целью научить свободно пользоваться средствами языка для выражения своих мыслей.

Очень часто различные задания переплетаются м/у собой – комбинированное списывание. Для выяснения сформированности умения списывать проводят контрольные списывания.

вопрос 46   Морфологический разбор  в начальных классах.

Сущность морфологического разбора выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предлож.

При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует в предложении каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи. ( Например, в 1 кл. называют вопрос, на который отвечает слово и указывают, что оно обозначает: предмет, признак предмета, действие предмета). 

В 3 кл. после изучения частей речи морфологический разбор проводится в следующем порядке:

Имя существительное: часть речи, вопрос на который отвечает имя сущ., род, число.

Имя прилагательное: часть речи, с каким сущ. связано, на какой вопрос отвечает, род, число.

Глагол: часть речи, начальная форма, время, число, род (для глаголов пр.вр).

В 4 кл. в разбор вносятся некоторые дополнения в связи с изучением склонения  имени сущ., имени прил. и спряжения глаголов. В порядок разбора имени существительного и имени прилагательного включается начальная форма, указывается падеж,  у глаголов – спряжение и лицо.