Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 30

В русском языке учитываются теоретические знания (правила, определения), умения анализировать слова, предложения и применять знания  в письменной речи (диктанты, изложения, сочинения). Контроль должен быть систематическим. В 1 и 2 классах учитель проверяет все классные и домашние работы учащихся, в 3 и 4 кл. проводится выборочная проверка, все работы проверяются только на начальном этапе изучения новой темы.

Основные виды проверочных письменных работ: диктанты, изложения, сочинения, грамматические, словообразовательные, лексические и орфографические задания, контрольное списывание.

Контрольные работы  итогового учета проводятся 1 раз в четверть.

Во 2 кл. – 4 контрольных диктанта с заданиями и 4 изложения, в 3кл. – 4  диктанта и изложения, в 4 кл. – наряду с изложениями могут быть проведены контрольные сочинения. Кроме того в каждом классе  в течение года проводится не менее 8 - 10 проверочных диктантов, около 6 – 8 проверочных  работ с заданиями, 4 проверочных изложения или сочинения. Объем работ:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

диктанты

25 – 30 слов

35 – 45

45 – 65 

65 – 80

изложения

-------------------

45 – 55

60 – 75

90 – 100

Нормы оценок за диктант : «5» - нет орфографических ошибок,                     «4» -   1-2 ошибки,  «3» - 3-5 ошибок,   «2» - 6-8 ошибок, «1» - более 8 ошибок.

за изложение: «5» - правильно и послед. изложен материал, допуск. 1 речевая ошибка;  «4»- содержание послед-но, верно, 1-2 орф. и реч. ошибки;  «3» -  небольшое отклонение от плана, 3-6 орф. ош., 2-3 реч.; «2»- грубые ошибки, более 6 орф. , 3-х реч.;  «1» - ничего не написал.

При оценке изложений и сочинений  учитывается  фактическая достоверность изложенного, полнота передачи содержания, правильность построения предложений и точность употребления слов.

вопрос  54. Работа над словом на уроке рус. языка в начальной школе.

Слово – важнейшая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем выразительнее оформление мысли. Объем словаря важное условие развития речи. Активн. словарь 7-го ребенка 2,5-3 тыс. слов, 11-го – 7-8 тыс. слов.

50% новых слов усваивается на уроках рус. и лит-ры. Слово изучается в грамматическом плане (на уроках грамматики), лексическом (рус.,чтение).

Задачи лексической работы: обогащение детского словаря (усвоение новых слов и их значений), уточнение словаря (уточнение лексической сочетаемости, иносказательных значений, усвоение синонимов, антонимов), устранение речевых недостатков, активизация словаря (включение новых  слов).

Принципы организации  словарной работы в школе: связь обучения с жизнью, организация работы над словом.

Способы работы над словом:

1.  работа с синонимами, омонимами, антонимами, паронимами (без термина);

2.  работа со словами иноязычного происхождения, устаревшими словами, историзмами;

3.  работа с многозначными словами, словами, имеющими переносное  значение;

4.  составление тематических групп слов.

Каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы:  1) обнаружение слова в тексте, исследование  его особенностей; 2) семантизация, занесение в словарик, формирование понятий «синонимы»…,3) выполнение упражнений: замена слова синонимом, составление синонимичных рядов и т. п.; 4) введение новых слов в текст, свою речь, работа с обобщающими лексическими понятиями, исправление допущенных речевых ошибок. Работу следует строить не только в ключе говорения, но и в письменной форме, аудировании, чтении.

Для активизации слов используют упражнения:

1.  составление предложений, толкование, подбор синонимов;

2.  составление словосочетаний, проверка его сочетаемости с др. словом;

3.  орфоэпическая работа: проговаривание, комментирование;