В русском языке учитываются теоретические знания (правила, определения), умения анализировать слова, предложения и применять знания в письменной речи (диктанты, изложения, сочинения). Контроль должен быть систематическим. В 1 и 2 классах учитель проверяет все классные и домашние работы учащихся, в 3 и 4 кл. проводится выборочная проверка, все работы проверяются только на начальном этапе изучения новой темы.
Основные виды проверочных письменных работ: диктанты, изложения, сочинения, грамматические, словообразовательные, лексические и орфографические задания, контрольное списывание.
Контрольные работы итогового учета проводятся 1 раз в четверть.
Во 2 кл. – 4 контрольных диктанта с заданиями и 4 изложения, в 3кл. – 4 диктанта и изложения, в 4 кл. – наряду с изложениями могут быть проведены контрольные сочинения. Кроме того в каждом классе в течение года проводится не менее 8 - 10 проверочных диктантов, около 6 – 8 проверочных работ с заданиями, 4 проверочных изложения или сочинения. Объем работ:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
диктанты |
25 – 30 слов |
35 – 45 |
45 – 65 |
65 – 80 |
изложения |
------------------- |
45 – 55 |
60 – 75 |
90 – 100 |
Нормы оценок за диктант : «5» - нет орфографических ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок, «1» - более 8 ошибок.
за изложение: «5» - правильно и послед. изложен материал, допуск. 1 речевая ошибка; «4»- содержание послед-но, верно, 1-2 орф. и реч. ошибки; «3» - небольшое отклонение от плана, 3-6 орф. ош., 2-3 реч.; «2»- грубые ошибки, более 6 орф. , 3-х реч.; «1» - ничего не написал.
При оценке изложений и сочинений учитывается фактическая достоверность изложенного, полнота передачи содержания, правильность построения предложений и точность употребления слов.
вопрос 54. Работа над словом на уроке рус. языка в начальной школе.
Слово – важнейшая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем выразительнее оформление мысли. Объем словаря важное условие развития речи. Активн. словарь 7-го ребенка 2,5-3 тыс. слов, 11-го – 7-8 тыс. слов.
50% новых слов усваивается на уроках рус. и лит-ры. Слово изучается в грамматическом плане (на уроках грамматики), лексическом (рус.,чтение).
Задачи лексической работы: обогащение детского словаря (усвоение новых слов и их значений), уточнение словаря (уточнение лексической сочетаемости, иносказательных значений, усвоение синонимов, антонимов), устранение речевых недостатков, активизация словаря (включение новых слов).
Принципы организации словарной работы в школе: связь обучения с жизнью, организация работы над словом.
Способы работы над словом:
1. работа с синонимами, омонимами, антонимами, паронимами (без термина);
2. работа со словами иноязычного происхождения, устаревшими словами, историзмами;
3. работа с многозначными словами, словами, имеющими переносное значение;
4. составление тематических групп слов.
Каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы: 1) обнаружение слова в тексте, исследование его особенностей; 2) семантизация, занесение в словарик, формирование понятий «синонимы»…,3) выполнение упражнений: замена слова синонимом, составление синонимичных рядов и т. п.; 4) введение новых слов в текст, свою речь, работа с обобщающими лексическими понятиями, исправление допущенных речевых ошибок. Работу следует строить не только в ключе говорения, но и в письменной форме, аудировании, чтении.
Для активизации слов используют упражнения:
1. составление предложений, толкование, подбор синонимов;
2. составление словосочетаний, проверка его сочетаемости с др. словом;
3. орфоэпическая работа: проговаривание, комментирование;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.