Активные процессы в современном русском языке и активные процессы в словообразовании, лекции

Страницы работы

Содержание работы

Активные процессы в современном русском языке

Активные процессы в словообразовании

Тесно связано с другими уровнями языковой системы, но наиболее тесно связано с лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов. Словообразование служит группировке слов в грамматические разряды, вносят вклад в лексическое значение слова.

Процессы в словообразовании стали более интенсивными.

Группы новообразований:

  • Неологизмы -
  • Окказионализмы – одноразовые лексические единицы, намеренно создаются, а не воспроизводятся
  • Потенциальные слова

Признаки окказионального слова:

-принадлежность к речи

-творимость окказионализма, т.е. новое слово создается в процессе речевого акта

-словообразовательная производность

-функциональная одноразовость

-зависимость от контекста

-экспрессивность окказионального слова

-номинативная факультативность

Новым является лексический материал, который вовлекается в словообразовательный процесс.

Стимулирует эти процессы язык СМИ – в этом проявляется поиск средств обновления

Процессы:

  • Активное производство имен, лиц (ник/ик, ант)
  • Абстрактные имена существительные, а также названия процессов (ость, изм)
  • Приставочные образования в сложных словах (как латинские приставки – анти, про, пост, так и русские – после, сверх)
  • Префиксоиды (псевдо, супер)
  • Комбинация разных словообразовательных элементов (евро-литература, гала-концерт, ток-шоу, бизнес-центр)
  • Ступенчатое словообразование – вопреки имеющимся в языке закономерностям причастные формы на -ствующий образуются прямо от существительных, минуя глагол (первый – первенство – первенствовать – первенствующий; интеллигент – интеллигенствующий; фашист – фашиствующий)
  • Свертывание наименований – результат активного семантико-синтаксического способа словообразования, при этом наименование появляется на базе сочетания прилагательного + существительного (часто используется суффикс –к-)
  • Усечение, субстантивирование тоже за счет экономии речевых средств
    Усеченные слова активно распространяются по 2 причинам:
    -потребность самого языка (экономия речевых средств)
    -влияние других языков, языковой западной культуры
  • Аббревиация (выполняет компрессивную функцию, т.е. соединения) – в середине 20 века аббревиации объявляли войну, но они нужны языку, многие аббревиатуры вошли в лексический состав словаря и стали склоняться как обычные слова.
    -появление слов-акронимов, которые представляют собой первые буквы развернутого образования, но они образуют хорошо известное носителям языка слово (ЯБЛОКО, БУКВА)
  • Образование экспрессивных имен, преобладают слова с отрицательной эмоциональной оценкой, используются уже имеющиеся в языке модели, но расширяется лексический состав, которые применяют эти словообразовательные модели
    -вовлекаются суффиксы, характерные для жаргонов, просторечия (ух)
    -особенно много образуется эмоционально-оценочных наименований лиц (чик/щик, ист, ин)
  • Активно образуются окказионализмы (ельцинизм, зюгановщина)

Похожие материалы

Информация о работе