Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций

Страницы работы

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей педагогики

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИА-СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКА

(дипломная работа)

Допустить к защите:     Научный руководитель:

зав. кафедрой общей педагогики,                        старший преподаватель канд. филос. наук, проф. КГУ                              кафедры общей педагогики

                                                        

Подпись:                                                               Подпись:

Красноярск 2008


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА.. 8

1. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций. 8

1.1. Задачи и особенности психического развития старшего подросткового возраста. 13

2. Проблема самоопределения современных подростков. 17

2.1. Существующие концепции самоопределения. 21

2.2. Профессиональное самоопределение личности. 29

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИА-СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКА.. 33

1. Условия образовательной среды, способствующей самоопределению старшеклассника. 34

2. Электронные образовательные ресурсы.. 36

2.1. Анализ образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением старшеклассника. 42

3. Разработка электронного образовательного ресурса по самоопределению старшеклассника. 46

3.1. Электронный практикум по самоопределению для старшеклассников. 47

3.2. Образовательный Интернет-ресурс по самоопределению.. 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

ЛИТЕРАТУРА.. 59

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63


ВВЕДЕНИЕ

Начало 21 века отмечено бурным развитием современных информационных технологий. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Вопросы проектирования различных информационных сред и организации управления ими стали бурно обсуждаться во многих сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Поиски путей включения и использования мультимедиа технологий, глобальной сети Интернет в образовательном процессе связано, на наш взгляд, с заложенными в них возможностями организации целостного восприятия информации и «нового» взаимодействия субъектов образования.  Помимо этого к эффективному использованию электронных образовательных ресурсов располагает тот факт, что компьютер и Интернет стали  частью обыденной жизни многих молодых людей. 

Мы сегодня живем в мире, где циркулируют огромные потоки информации, где существует множество культурных ценностей и традиций, где уважается свободный выбор личности. Но чем больше пространство свободы и выбора, тем сложней этот выбор сделать. Поэтому актуальным становится именно вопрос самоопределения - самостоятельного выбора человеком ценностных ориентиров, профессиональной деятельности, построения им своей собственной жизни, обретения им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.

Мы решили соединить эти два аспекта и выяснить, могут ли электронные образовательные ресурсы (функционирующие как локально, на отдельно взятом компьютере, так и в глобальной сети) быть той образовательной средой,  которая помогает старшекласснику самоопределиться. Целью нашей работы является разработка образовательной мультимедиа-среды, способствующей самоопределению старшеклассников. В качестве объекта нами выбран процесс самоопределения в старшем подростковом возрасте, а предмета - условия образовательной среды, способствующей формированию самоопределения у старшеклассника.


Мы выдвигаем следующую гипотезу:

Среда может способствовать самоопределению подростка, если в ней созданы условия для формирования ценностно-смыслового ядра личности; у подростка есть возможность для занятия различными видами деятельности; данная среда стимулирует активность и самостоятельность подростка; эта среда помогает подростку простроить программу собственной жизни (профессиональный и личностный путь).

Для достижения цели и проверки гипотезы в данной работе поставлены следующие задачи:

1.  На основе обзора литературы выявить особенности старшего подросткового возраста, его задачи и новообразования.

2.   Описать существующие подходы и концепции процесса самоопределения в старшем подростковом возрасте.

3.  Выбрать определенную теоретическую модель самоопределения старших подростков, учитывающую возрастную специфику.

4.  Определить понятие «образовательная мультимедиа-среда» и принципы ее функционирования.

5.  Выделить условия образовательной среды, способствующей самоопределению старшеклассников.

6.  На основе выделенных условий образовательной среды провести анализ существующих  образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением старшеклассников.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
601 Kb
Скачали:
0