ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Институт педагогики, психологии и социологии
Психолого-педагогический факультет
Кафедра общей педагогики
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИА-СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКА
(дипломная работа)
Допустить к защите: Научный руководитель:
зав. кафедрой общей педагогики, старший преподаватель канд. филос. наук, проф. КГУ кафедры общей педагогики
Подпись: Подпись:
Красноярск 2008
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА.. 8
1. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций. 8
1.1. Задачи и особенности психического развития старшего подросткового возраста. 13
2. Проблема самоопределения современных подростков. 17
2.1. Существующие концепции самоопределения. 21
2.2. Профессиональное самоопределение личности. 29
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИА-СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКА.. 33
1. Условия образовательной среды, способствующей самоопределению старшеклассника. 34
2. Электронные образовательные ресурсы.. 36
2.1. Анализ образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением старшеклассника. 42
3. Разработка электронного образовательного ресурса по самоопределению старшеклассника. 46
3.1. Электронный практикум по самоопределению для старшеклассников. 47
3.2. Образовательный Интернет-ресурс по самоопределению.. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
ЛИТЕРАТУРА.. 59
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
Начало 21 века отмечено бурным развитием современных информационных технологий. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Вопросы проектирования различных информационных сред и организации управления ими стали бурно обсуждаться во многих сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Поиски путей включения и использования мультимедиа технологий, глобальной сети Интернет в образовательном процессе связано, на наш взгляд, с заложенными в них возможностями организации целостного восприятия информации и «нового» взаимодействия субъектов образования. Помимо этого к эффективному использованию электронных образовательных ресурсов располагает тот факт, что компьютер и Интернет стали частью обыденной жизни многих молодых людей.
Мы сегодня живем в мире, где циркулируют огромные потоки информации, где существует множество культурных ценностей и традиций, где уважается свободный выбор личности. Но чем больше пространство свободы и выбора, тем сложней этот выбор сделать. Поэтому актуальным становится именно вопрос самоопределения - самостоятельного выбора человеком ценностных ориентиров, профессиональной деятельности, построения им своей собственной жизни, обретения им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.
Мы решили соединить эти два аспекта и выяснить, могут ли электронные образовательные ресурсы (функционирующие как локально, на отдельно взятом компьютере, так и в глобальной сети) быть той образовательной средой, которая помогает старшекласснику самоопределиться. Целью нашей работы является разработка образовательной мультимедиа-среды, способствующей самоопределению старшеклассников. В качестве объекта нами выбран процесс самоопределения в старшем подростковом возрасте, а предмета - условия образовательной среды, способствующей формированию самоопределения у старшеклассника.
Мы выдвигаем следующую гипотезу:
Среда может способствовать самоопределению подростка, если в ней созданы условия для формирования ценностно-смыслового ядра личности; у подростка есть возможность для занятия различными видами деятельности; данная среда стимулирует активность и самостоятельность подростка; эта среда помогает подростку простроить программу собственной жизни (профессиональный и личностный путь).
Для достижения цели и проверки гипотезы в данной работе поставлены следующие задачи:
1. На основе обзора литературы выявить особенности старшего подросткового возраста, его задачи и новообразования.
2. Описать существующие подходы и концепции процесса самоопределения в старшем подростковом возрасте.
3. Выбрать определенную теоретическую модель самоопределения старших подростков, учитывающую возрастную специфику.
4. Определить понятие «образовательная мультимедиа-среда» и принципы ее функционирования.
5. Выделить условия образовательной среды, способствующей самоопределению старшеклассников.
6. На основе выделенных условий образовательной среды провести анализ существующих образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением старшеклассников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.