Глава 2
ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Общий анализ структуры учебного плана.
Специальность 031300 «Социальная педагогика» утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. №180.
Нормативная длительность обучения по специальности – 5 лет. Основная квалификация – социальный педагог.
Профессионально-педагогическая деятельность специалиста направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах.
Видами деятельности социального педагога являются:
• социально-педагогическая;
• учебно-воспитательная;
• развивающая;
• культурно-просветительская;
• управленческая;
• научно-методическая;
Специалист:
• должен владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;
• должен владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;
• должен владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;
• должен владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;
• должен быть способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
• должен обладать организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
• должен обладать культурой мышления, речи, общения;
• психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний;
• должен осознавать здоровье как ценность; владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
• должен знать государственный язык Российской Федерации – русский.
Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты [11].
В образовательной программе подготовке социальных педагогов предусмотрено изучение не только конкретных теоретических дисциплин, поделенных на несколько циклов, но и семинары по различным предметам, практикумы и практические занятия, курсовые работы, а также учебные и профессиональные практики [21].
Образовательная программа подготовки социальных педагогов
цикл ГСЭ |
общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
Курсы: Философия; Социология; Логика: Русский язык и культура речи; История Отечества; Экономика; Иностранный язык и др. |
цикл ЕН |
общие математические и естественнонаучные дисциплины |
Курсы: Математика; Информатика; КСЕ; ОМЗ; БЖД; Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека; Общая биология; Экология и др. |
цикл ОПД |
общепрофессиональные дисциплины |
Курсы: Общая, Возрастная, Социальная Педагогическая, Семейная психология; Психология личности; Антропология; Теория обучения; Психодиагностика; История психологии и др. |
цикл ДПП |
дисциплины предметной подготовки |
Курсы: Введение в профессию; Общая, Социальная, Коррекционная педагогика; История образования; Теория и история социальной педагогики; Методика и технология работы социального педагога; Психология девиантного поведения; Теория и методика воспитания; Профориентология; Основы социальной работы; Педагогические технологии; Управление системой социальной защиты детства; Школоведение и др. |
ФТД |
факультативы |
Курсы: Риторика; Социальная политика; Методы социологических исследований; Психология праздника; Критическое мышление; Образовательная политика региона; Культурологические дисциплины и др. |
практика |
Комплексная, Социально-педагогическая, Летняя, Психолого-педагогическая, Преддипломная. |
|
курсовые работы |
Курсовые второго, третьего и четвертого курсов. |
Таковы основные содержательные моменты структуры учебного плана специальности «Социальная педагогика». Далее мы заострим свое внимание на специфике организации проведения социально-педагогической практики, как площадки для формирования, развития и оттачивания ключевых компетентностей будущего профессионала.
1.2 Теория организации проведения социально-педагогической практики.
Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек—человек». Несмотря на существенные изменения, обусловленные реформой образования, в целом система подготовки педагогических кадров в средних и высших профессиональных учебных заведениях сохраняет свою традиционную структуру, в которой большое значение придается организации педагогической практики студентов.
Именно практика является системообразующим элементом процесса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.