Таким образом, определены сущностные характеристики практико-ориентированной проектно-модульной системы обучения, ее этапы, формирующие профессиональную компетентность социального педагога. Однако пока это лишь теоретическое моделирование, и гипотеза о том, что такая система и обучение в ней действительно формирует у студентов профессиональную компетентность, требует соответствующего исследования.
В первой главе, на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблематике, были выделены условия, при которых в образовательном пространстве ВУЗа создается развивающая среда, формирующая профессиональную компетентность социального педагога.
Далее нами было проведено исследование, цель которого - подтвердить гипотезу о том, что проектно-модульная система является той самой развивающей средой, в которой успешно формируется профессиональная компетентность социального педагога.
Объектом исследования является организация учебной практики студентов 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППиС СФУ (на примере проектно-модульной системы обучения).
Предметом исследования является формирование профессиональной компетентности социального педагога в процессе обучения в практико-ориентированной проектно-модульной системе.
Выборка: студенты 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППиС СФУ, прошедшие обучение в практико-ориентированной проектно-модульной системе. Опрошено 22 человека (генеральная совокупность).
Метод исследования:
Интервью -метод сбора первичной информации в социально-психологическом исследовании, в котором один человек (интервьюер) пытается получить определенную информацию от другого человека (респондента) или группы лиц в условиях личного речевого взаимодействия. Интервью применяется: а) на ранних стадиях исследования с целью выведения рабочих гипотез и определения переменных, интересующих исследователя; б) в качестве основного метода сбора данных; в) для дополнения (уточнения, расширения, контроля) данных, полученных другими методами.
Методом нашего исследования стало полуструктурированное личное интервью, примененное в качестве основного метода сбора данных.
Интервью состояло из двух типов вопросов:
1. Открытые вопросы об отношении студентов 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППиС СФУ к обучению в проектно-модульной системе: в чем ее отличия, где возникали трудности, что получилось хорошо, что плохо, что запомнилось, что понравилось, было ли полезно, что можно в этой системе поменять для большей ее эффективности.
- Как тебе кажется, чем учеба на 5 курсе отличалась от прошлых лет нашей учебы? Чем она тебе запомнилась?
- В чем тебе кажется позитивные и негативные моменты такого типа практики? Что хотелось бы изменить?
Вопросы первого типа направлены на выявление значимых для студентов аспектов обучения в проектно-модульной системе. Предполагается, что это именно те аспекты, которые являются ключевыми для процесса формирования профессиональной компетентности социального педагога. Также предполагается, что они являются сущностными характеристиками развивающей среды.
2. Открытые вопросы о конкретных этапах прохождения обучения в проектно-модульной системе: как образовалась рабочая группа, как нашли место для реализации проектов, как определялись с их проблематикой, кто оказал важную помощь.
- В прошлом семестре мы работали командами. Как она образовалась? Тебя устраивала ваша команда?
- Как вы выбирали место для реализации своего проекта? Были разногласия в команде по этому поводу?
Вопросы второго типа направлены на выявление закономерностей прохождения студентами конкретных этапов обучения в проектно-модульной системе. Целью этих вопросов являлось также раскрепощение респондентов и настрой их на более неформальное общение с интервьюером.
(Полный перечень вопросов интервью см. в Приложении №1)
Отдельно нужно заметить, что интервью проводилось анонимно, чтобы вызвать респондента на возможно большую открытость в ответах.
Обработка результатов исследования:
Анализ вопросов разного типа проводился соответственно по-разному. Для анализа вопросов направленных на отношение студентов к проектно-модульной системе были определены 6 параметров, соответствующие выделенным теоретически условиям существования в ВУЗе развивающей среды, формирующей профессиональную компетентность социального педагога:
Параметр «Учебный процесс»
Сюда относятся высказывания о новой форме обучения, особенностях организации учебного процесса в проектно-модульной системе: последовательности модулей, их тематике, защите проектов и пр.
Параметр «Самостоятельность»
Сюда относятся высказывания об ощущениях студентов по поводу своей самостоятельности, свободе творчества, возможности выбора проблемы, рабочей группы, места реализации проекта и пр.
Параметр «Преподаватели»
Сюда относятся высказывания о взаимодействии с преподавателями на консультациях и установочных лекциях, о научных руководителях проектов.
Параметр «Специалисты»
Сюда относятся высказывания об организации взаимодействия студентов с внешними специалистами и руководством социально-педагогических учреждений - мест реализации проектов.
Параметр «Деятельность»
Сюда относятся высказывания о непосредственной реализации проектов, трудностях и успехах собственно профессиональной социально-педагогической деятельности.
Параметр «Личностная значимость»
Сюда относятся высказывания о профессиональной мотивации студентов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.