Пути формирования профессиональной компетентности социального педагога. Анализ государственного стандарта образования

Страницы работы

39 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Таким образом, определены сущностные характеристики практико-ориентированной проектно-модульной системы обучения, ее этапы, формирующие профессиональную компетентность социального педагога. Однако пока это лишь теоретическое моделирование, и гипотеза о том, что такая система и обучение в ней действительно формирует у студентов профессиональную компетентность, требует соответствующего исследования.

В первой главе, на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблематике, были выделены условия, при которых в образовательном пространстве ВУЗа создается развивающая среда, формирующая профессиональную компетентность социального педагога.

Далее нами было проведено исследование, цель которого - подтвердить гипотезу о том, что проектно-модульная система является той самой развивающей средой, в которой успешно формируется профессиональная компетентность социального педагога.


2.3. Исследование роли учебной практики в формировании профессиональной компетентности социального педагога (на примере практико-ориентированной проектно-модульной системы обучения)

Объектом исследования является организация учебной практики студентов 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППиС СФУ (на примере проектно-модульной системы обучения).

Предметом исследования является формирование профессиональной компетентности социального педагога в процессе обучения в практико-ориентированной проектно-модульной системе.

Выборка: студенты 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППиС СФУ, прошедшие обучение в практико-ориентированной проектно-модульной системе. Опрошено 22 человека (генеральная совокупность).

Метод исследования:

Интервью -метод сбора первичной информации в социально-психологическом исследовании, в котором один человек (интервьюер) пытается получить определенную информацию от другого человека (респондента) или группы лиц в условиях личного речевого взаимодействия. Интервью применяется: а) на ранних стадиях исследования с целью выведения рабочих гипотез и определения переменных, интересующих исследователя; б) в качестве основного метода сбора данных; в) для дополнения (уточнения, расширения, контроля) данных, полученных другими методами.

Методом нашего исследования стало полуструктурированное личное интервью, примененное в качестве основного метода сбора данных.

Интервью состояло из двух типов вопросов:

1. Открытые вопросы об отношении студентов 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППиС СФУ к обучению в проектно-модульной системе: в чем ее отличия, где возникали трудности, что получилось хорошо, что плохо, что запомнилось, что понравилось, было ли полезно, что можно в этой системе поменять для большей ее эффективности.

- Как тебе кажется, чем учеба на 5 курсе отличалась от прошлых лет нашей учебы? Чем она тебе запомнилась?

- В чем тебе кажется позитивные и негативные моменты такого типа практики? Что хотелось бы изменить?

Вопросы первого типа направлены на выявление значимых для студентов аспектов обучения в проектно-модульной системе. Предполагается, что это именно те аспекты, которые являются ключевыми для процесса формирования профессиональной компетентности социального педагога. Также предполагается, что они являются сущностными характеристиками развивающей среды.

2. Открытые вопросы о конкретных этапах прохождения обучения в проектно-модульной системе: как образовалась рабочая группа, как нашли место для реализации проектов, как определялись с их проблематикой, кто оказал важную помощь.

- В прошлом семестре мы работали командами. Как она образовалась? Тебя устраивала ваша команда?

- Как вы выбирали место для реализации своего проекта? Были разногласия в команде по этому поводу?

Вопросы второго типа направлены на выявление закономерностей прохождения студентами конкретных этапов обучения в проектно-модульной системе. Целью этих вопросов являлось также раскрепощение респондентов и настрой их на более неформальное общение с интервьюером.

(Полный перечень вопросов интервью см. в Приложении №1)

Отдельно нужно заметить, что интервью проводилось анонимно, чтобы вызвать респондента на возможно большую открытость в ответах.

Обработка результатов исследования:

Анализ вопросов разного типа проводился соответственно по-разному. Для анализа вопросов направленных на отношение студентов к проектно-модульной системе были определены 6 параметров, соответствующие выделенным теоретически условиям существования в ВУЗе развивающей среды, формирующей профессиональную компетентность социального педагога:

Параметр «Учебный процесс»

Сюда относятся высказывания о новой форме обучения, особенностях организации учебного процесса в проектно-модульной системе: последовательности модулей, их тематике, защите проектов и пр.

Параметр «Самостоятельность»

Сюда относятся высказывания об ощущениях студентов по поводу своей самостоятельности, свободе творчества, возможности выбора проблемы, рабочей группы, места реализации проекта и пр.

Параметр «Преподаватели»

Сюда относятся высказывания о взаимодействии с преподавателями на консультациях и установочных лекциях, о научных руководителях проектов.

Параметр «Специалисты»

Сюда относятся высказывания об организации взаимодействия студентов с внешними специалистами и руководством социально-педагогических учреждений - мест реализации проектов.

Параметр «Деятельность»

Сюда относятся высказывания о непосредственной реализации проектов, трудностях и успехах собственно профессиональной социально-педагогической деятельности.

Параметр «Личностная значимость»

Сюда относятся высказывания о профессиональной мотивации студентов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
249 Kb
Скачали:
0