Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 25

·  разрабатывают миссии, стратегии и концепции развития своей школы и класса;

·  описывают и реализуют различные исследовательские, архитектурно-дизайнерские и социальные проекты.

В портале «Земля - наш общий дом» будут осуществляться следующие формы деятельности взрослых участников портала:

·  разработка и оформление лекции – справок;

·  разработка и оформление ситуационных заданий;

·  консультативная помощь по запросу ученика;

·  организация и инициация обсуждений на форуме;

·  экспертиза и рецензирование работ учащихся.

В рамках данного образовательного портала могут оцениваться:

·  тематические и рефлексивные эссе учеников;

·  результаты аналитических и исследовательских заданий (аналитические записки, доклады);

·  выполнение специальных заданий;

·  общая активность подростка (мониторинг);

·  разработка и реализация авторских проектов (проект, отчет о реализации проекта).

Чтобы соблюсти качественный характер оценивания,  в качестве оценки работ, помещенных на форуме и выполняемых учениками в рамках направлений «Территория» и «Будущее», будут использоваться рецензии  преподавателей и специалистов данной области. При этом, отметка также  может быть выставлена, но лишь по запросу учащегося.

Изменения, происходящие с молодым человек при прохождении блока «Я», носят личностный характер и могут быть отслежен только косвенно через анкетирование и рефлексивные отчёты, эссе учеников.

При наличии определенной договоренности со школами,  результаты образования в портале могут засчитываться в качестве оценки знаний учащихся 9-11 классов при изучении отдельных тем на уроках «Обществознания», «Экономики», «Экология», «География», «Информатика», «Психология», «Литература» или как элективный курс в рамках области «Жизневедение» и ставятся на основе мнений экспертов. В качестве экспертов могут выступать специалисты в различных областях, сами участники портала (школьники и педагоги), представители общественности.

«Земля – наш общий дом» задумывался как саморазвивающийся портал.  Для этого предполагается организовать специальное «место», где будет предоставлена возможность всем участникам высказаться и обсудить идеи развития портала, модификации имеющихся и создания новых  заданий, игр, конкурсов. Наиболее активные и проявившие себя участники могут быть зачислены в группу организаторов и креаторов портала или экспертов по какому-либо вопросу, а также вывешены на «доску почета». Также предполагается разместить на портале «Доску объявлений», где периодически будут вывешиваться сообщения о требующихся в команду разработчиков портала специалистов. Любой подросток, просто отправив резюме, может стать не просто пользователем образовательного портала, но и его творцом.

Общая структура портала изображена на рисунке 3.

 


Рис. 3. Общая структура портала «Земля – наш общий дом»

В будущем образовательный портал может стать основой для развития виртуального сообщества подростков,  педагогов и всех, кто интересуется образовательными технологиями, вопросами образования и самообразования [26].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрены различные подходы отечественных и зарубежных авторов к такому возрастному этапу как  ранняя юность или поздний подростковый возраст. Из анализа рассмотренных концепций выделены основные задачи, новообразования и особенности  психического развития, присущие  данному возрастному периоду.  Мы выяснили, что  основным психологическим новообразование позднего подросткового и раннего юношеского возраста является самоопределение, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни юношей и девушек. Это во многом характеризуется социальной ситуацией развития, в которой происходит формирование личности в этот период.