Другим вариантом формирования самоопределения с помощью современных информационных технологий является создание на основе выдвинутых нами принципов образовательного сайта или портала по самоопределению. Мы условно назвали его «Земля – наш общий дом». Портал является, с одной стороны, вариантом развития, усовершенствования электронного практикума по самоопределению, с другой, самостоятельным образовательным продуктом, в котором электронный практикум по самоопределению является одной из составных частей.
Портал состоит из трех главных смысловых блоков, относительно независимых, но в тоже время взаимодополняющих друг друга. Мы условно назвали эти блоки «Территория», «Я» и «Будущее». Чтобы самоопределения подростка было успешным, он, во-первых, должен узнать свой внутренний мир, свои особенности, возможности, оформить свою ценностную систему (блок «Я»); во-вторых, знать и понимать, как развивается в данный момент территория, на которой он проживает, что происходить в социуме, культуре (блок «Территория»); в-третьих, исходя из материалов из блоков «Я» и «Территория», собственных идей, старшеклассник должен уметь прогнозировать и проектировать возможные варианты будущего развития себя и своей территории (блок «Будущее) (рис.2).
Рис. 2. Смысловые блоки портала «Земля - наш общий дом»
Каждое направление (плоскость) – это свой особый мир, своя среда, ориентироваться в которой ученикам будет помогать свой герой, разработанный самими подростками. В плоскости «Я» - это собирательный образ подростка, в «Территории» - Профессор Брайен (от Brain - мозг), в «Будущем» - Разумный гуманоид Элиен (от Alien - внеземной).
Выполнение условий для успешного формирования самоопределение и учет возрастных особенностей старшеклассников в рамках данной образовательной среды будет происходить за счет использования следующих педагогических инновационных технологии:
· профориентационных игр;
· психологических on-line тестов;
· ситуационных заданий;
· виртуальных социальных проб различных профессий, стилей жизни, имиджа, поведения;
· работы с материалом портала и другими источниками информации, аналитическими и статистическими материалами по обсуждаемым проблемам;
· дискуссий на форуме с участием политиков, ученых, бизнесменов;
· исследовательский практикумов («виртуальные экспедиции» – поиск информации в Интернет, работа с информационно-аналитическими материалом, подготовка аналитических записок и отчетов);
· самостоятельной работы по подготовке и реализации различных исследовательских, социальных и управленческих проектов и прожектов;
· подготовки аналитических записок, оформления результатов анализа, подготовки электронных презентаций;
· написания индивидуальных эссе по различным темам, оформления рефлексивных отчетов;
· коллективно-групповой работы над проблемно-креативными заданиями.
Главной образовательной формой в данной программе будет являться аналитическая и проектная работа, т.к. при этом ученик начинает занимать «взрослую позицию» аналитика, исследователя, проектировщика. Осваивая эти позиции, ученик начинает думать и действовать как аналитик, исследователь, проектировщик. Важно, что в этой позиции ученик оказывается равным взрослым, тем самым разрешается кризис взрослости.
Старшеклассники, моделируя работу аналитика и проектировщика, выполняют следующие виды деятельности:
· проводят исследования;
· осваивают методы анализа статистических данных и подготовки аналитических докладов;
· осваивают методы интерпретации аналитической информации;
· проводят социально-экономические прогнозные оценки и расчеты;
· анализируют (экспертируют) существующие концепции и стратегии развития предприятий, городов и районов;
· разрабатывают молодежные варианты стратегий развития городов и территорий;
· анализируют социально-экономическую, культурную ситуацию своей школы, класса;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.