7. Разработать конкретную образовательную мультимедиа-среду, которая бы способствовала в полной мере самоопределению старшеклассников.
8. Провести проверку эффективности разработанной образовательной мультимедиа-среды.
При изучении литературы мы выяснили, что самоопределение является главным новообразованием старшего подросткового, младшего юношеского возраста и основывается на задачах возраста. Процесс самоопределения рассматривался в трудах таких ученых как С.Л. Рубинштейн [32],
К.А. Абульханова-Славская [1], где акцентировалось внимание на проблеме взаимодействия индивида и общества, ими также подчеркивалась активность самой личности. Более детально проблема взаимодействия человека и группы была проанализирована А.В. Петровским [27]. В.Ф. Сафин и Г.П. Ников понимают самоопределение личности как этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознанной цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний («хочу»), наличных качеств («могу») и требований предъявляемых к нему со стороны общества («надо») [33]. Изучением механизмов самоопределения занимался А.В. Мудрик, по его мнению, такими механизмами являются идентификация (усвоение накопленного человечеством опыта) и персонификации (формирование неповторимых свойств личности) [23]. В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная американским ученым Э. Эриксоном [38]. Существенную характеристику самоопределения зафиксировала Л.И. Божович, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования [2]. Интересен взгляд И.В. Дубровиной на проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. По ее мнению, основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не само самоопределение, а психологическую готовность к нему [8].
Мы в своей работе будем опираться на концепцию самоопределения М.Р. Гинзбурга [6,7], т.к., по нашему мнению, теоретические положения данной концепции во многом аккумулируют идеи вышеупомянутых авторов. Мы сделали выбор в пользу данной концепции также, потому что на ее основании можно проводить диагностику и оказывать психолого-педагогическую помощью в процессе самоопределения.
М.Р. Гинзбург считает, что в основе самоопределения в раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, которое является определяющим развитие всех других видов самоопределения. Он отмечает, что личностное самоопределение отнюдь не завершается в раннем юношеском возрасте и процессы самоопределения осуществляются и в последующих возрастах (происходит переопределение) [6].
Под самоопределение личности, вслед М.Р. Гинзбургом, мы понимаем содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающее в себя индивидуальные жизненные смыслы и пространство реального действования (потенциального и актуального). Структурными компонентами личностного самоопределения являются психологическое настоящее и психологическое будущее, каждое из которых обладает как ценностно-смысловым, так и пространсвенно-временным аспектом [7].
Для практического изучения структурных компонентов самоопределения и решения, поставленных в данной работе задача, мы использовали следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), который является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика); методикау «Жизненное предназначение» И. О. Моткова; методику определение жизненных ценностей личности Иванова и Колобовой (список ценностей взят из методики «Жизненные цели» Э.Дисл, Р.Райан в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова); анализ продуктов творческой деятельности, контент - анализ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.