С точки зрения культурно-исторической концепции, одной из характеристик определенного возраста является новообразование, нечто качественно новое на данном этапе развития, что перестраивает все функционирование личности. Л.С. Выготский отмечает два новообразования данного возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания [4]. Рефлексия носит личностный характер, в отличие от логической рефлексии, которая направлена на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя [6]. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.
Анализ зарубежных и отечественных исследований старшего подросткового и раннего юношеского возраста позволяет отметить факт понимания этого возрастного периода либо как критического, либо как стабильного (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, К.И. Поливанова и др.), но имеющего в своей структуре критический тип развития, благодаря которому осуществляется переход на следующую возрастную ступень, приобретаются новообразования, происходит смена ведущего вида деятельности, изменяется отношение к взрослому, сверстнику, самому себе.
1.1. Задачи и особенности психического развития старшего подросткового возраста
На протяжении раннего юношеского возраста продолжают совершенствоваться общие умственные способности и познавательные процессы. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младшем возрасте.
Подростковый период характеризуется резкой сменой интересов. В начале появляется множество новых интересов, затем из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем сначала это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком [11].
Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) [4].
Один из необходимых элементов последующего развития подростка - это появление личностной рефлексии, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя [9].
Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы, которыми задается молодой человек, чаще носят мировоззренческий характер, становятся элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте [2].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.