Важной задачей данного возраста является разрешение кризиса самосознания, через поиск ответа на вопрос об общем смысле человеческого бытия и собственного существования подростка. Молодой человек должен осознать собственную индивидуальность, ядро своих интересов, собственную систему ценностей и нравственных норм, собственный уникальный самообраз [5].
Подросток постоянно обращается к самому себе и задается вопросом «Кто я?». Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими [15].
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно же она начинает проявляться, во-первых, в эмансипации от родителей, во-вторых, в новое отношение к учению (подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам), также может проявляться в манере одеваться и внешнем облике [11], хотя это больше зависит от референтных групп.
Одной из главных задач и способов разрешения кризиса взрослости в подростничестве является нахождение школьником такой формы деятельности, в которой он смог бы проявить, себя как взрослый, и получить обратную связь и признание своей взрослости со стороны окружающих.
Также для молодого человека в этом возрасте важно научиться выстраивать контакты, отношения с окружающим миром и самим собой. Это очень важно, потому что отношения с близкими, семьей в этот период перестраиваются, выходят на другой уровень. Одна из задач подросткового возраста – достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен установить с ними отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости и излишней опеки [36].
В старшем подростковом возрасте появляется еще одно новообразование – психологическая перспектива – способность сознательно увидеть себя в будущем. В этом возрасте, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни [16]. Для создания же программы жизни необходимо развитие формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели-мечты. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его.
Общество же ставит перед старшим школьником задачу планирования собственной дальнейшей жизни, четкого определения ее целей, способов их достижения. Подросток должен решить, «кем быть» и «каким быть», выстроить свою траекторию развития. В связи с этим перед старшеклассником остро встает еще одна задача – научиться делать выбор в разных по качеству и сложности жизненных ситуациях [37].
Итак, на основании вышеизложенного выделим следующий ряд основных задач развития в ранней юности:
1. Осознание своих интересов, собственной индивидуальности, системы ценностей и нравственных норм.
2. Установление новых, более независимых отношений с «миром взрослых»: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической поддержке.
3. Нахождение такой формы деятельности, в которой подросток мог бы проявить, себя как взрослый.
4. Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и принятие решений в связи с выбором будущей профессии (профессиональное самоопределение).
5. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития самосознания, ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности, ответственности и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.