М.Р. Гинзбург, апеллируя к англоязычному понятию идентичности, считает, что психологическое прошлое в снятом виде присутствует в психологическом настоящем. Т.к. формирующаяся в подростковом возрасте идентичность интегрирует все предшествовавшие детские идентификации, которые представляют собой психологическое прошлое личности [7].
В связи с этим формирующееся самоопределение рассматривается им в контексте связи «настоящее – будущее».
Содержание личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте представляет собой функции психологического настоящего и будущего.
Функцией психологического настоящего является саморазвитие личности. Она осуществляется через самопознание и самореализацию. Самопознание, по мнению М.Р. Гинзбурга, осуществляется успешно, если человек обладает достаточно широким спектром личностно значимых позитивных ценностей и имеет экзистенциальную ориентацию. В самореализации выделяется два главных момент – это активное участие подростка в различных сферах деятельности и творческих характер самой реализации (деятельности) [7].
Функция психологического будущего заключается в обеспечении смысловой и временной перспективы. Смысловая перспектива представляет собой личностное проецирование себя в будущее. Здесь важны такие характеристики как ценностная насыщенность и эмоциональная привлекательность будущего, опора юноши на свои силы и осуществление профессионального выбора. Временная перспектива – это этап планирования, на котором происходит обеспечение целей средствами их достижения и определение сроков выполнения, поставленных задач [7].
На основетеории М.Р. Гинзбурга можно объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И. Божович [2], и то, что личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему, и «переход от романтической направленности к реальному выбору», отмечаемый С.П. Крягжде [17], и то, что личностное самоопределение ориентировано в будущее, и, искания смысла жизни, и проблему вхождения личности в общество.
Преимущество модели самоопределения М.Р. Гинзбурга также заключается в том, что на ее основе могут быть определены общие принципы коррекции и помощи при нарушениях процесса личностного самоопределения в зависимости от того, в каких структурных компонентах отмечаются эти нарушения. Эта помощь должна заключаться в следующем:
a) при нарушениях ценностно-смыслового ядра - помощь в осознании собственных потребностей, интересов и ценностей;
b) при нарушении смыслового будущего - создание позитивных образов и перспектив будущего, валоризации взрослости;
c) при нарушении самореализации - обеспечение возможностей (пространства) самореализации и ее активного, творческого характера;
d) при нарушении временного будущего - оказание помощи в планировании [7].
2.2. Профессиональное самоопределение личности
Представление о современном состоянии проблемы самоопределения было бы неполным без рассмотрения профессионального самоопределения. С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор [17]. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П. Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Таким образом, по мнению автора, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения.
Процесс выбора профессии – это активный поиск старшеклассником своего предназначения, который необходимо рассматривать с двух сторон: с точки зрения его интересов, способностей, возможностей, индивидуальных особенностей, а также требований профессии, которые предъявляются к человеку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.