3. Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой. Пример – распределенные системы дистанционного образования, использующие Интернет [10].
Существует несколько моделей дистанционного образования, представляющих его как систему взаимосвязанных компонент. Мы рассмотрим наиболее популярную модель, описанную в книге Michael Moore «Distance Education. A Systems View» (рис. 1) [44].
В этой модели из потребностей учащихся и специфики организации (миссия, философия) вытекает решение в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществляется специальными командами, объединяющими специалистов в области разработки учебного процесса, графики, программистов, специалистов по оценке эффективности обучения и т. д. Возможности учащихся и педагогические принципы обуславливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия учащихся друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором и т. д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем. Все элементы, представленные выше модели, являются взаимозависимыми и используются для разработки дистанционной образовательных систем.
В дистанционном образовании можно выделить три основные технологии:
1. Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-консультантов - тьюторов или инструкторов - в созданных для этих целей удаленных учебных центрах.
Источники |
Дизайн |
Доставка |
Взаимодействие |
Учебная среда |
· Потребности учащегося · Особенности организации (теория, философия) |
· Разработка учебного процесса · Среда · Программа · Оценка |
· Печатные материалы · Аудио/Видео записи · Радио/Телевидениекомпьютеры, программное обеспечение · Аудиоконференции · Видеоконференции · Локальные и глобальные сети |
· Преподаватели · Тьюторы · Консультанты · Эксперты · Администраторы · Другие учащиеся |
· Рабочее место · Дом · Класс · Учебный центр |
Рис 1. Модель дистанционного образования M. Moore
2. TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций.
3. Интернет-технология - для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом и интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми [14].
Дистанционное образование имеет свои специфические черты, среди них такие как:
· Свобода и гибкость, учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
· Адаптивность обеспечивает каждому пользователю выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования или приобретения навыков и умений [40].
· Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым.
· Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
· Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого [39].
Существует несколько подходов к системе дистанционного образования и обучения [41]. В одном из них, довольно распространенном, под дистанционным образованием подразумевается обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Учащийся выступает в роли получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Он самостоятельно осваивает материал и высылает педагогу результаты этого освоения. Под знаниями в данном подходе понимается транслируемая информация. Деятельность учащихся по конструированию знаний специально почти не организуется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.