Мы же опираемся на тот подход, где доминантой является личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Информационные технологии играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика.
Принципы организации дистанционного образования данного типа следующие [41]:
· Основой дистанционного образования является образовательный продукт, который создается учащимися.
· Соответствие внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям.
· Принцип индивидуальной образовательной траектории учащихся в общеобразовательном пространстве.
· Эвристическая составляющая дистанционного учебного процесса реализуется на основе принципа интерактивности занятий, осуществляемых при помощи электронных телекоммуникаций.
· Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистанционными учащимися образовательной продукции.
· Принцип соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям.
· Принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информационными. Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваться будет сам процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с другими субъектами и средой, индивидуальная траектория обучения.
2.1. Анализ образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением старшеклассника
Как указывалось выше, одной из технологий дистанционного образования является Интернет-технология. Для обозначения данного типа дистанционного образования используют иногда такое понятие как «Интернет-образование».
Можно выделить следующие общие характеристики Интернет-образования:
· отсутствие временных ограничений;
· отсутствие пространственных ограничений;
· синхронное общение (использование диалоговых форм, требующих одновременного участия в процессе обучения преподавателя и ученика);
· асинхронное общение (использование диалоговых форм, не требующих одновременного участия в процессе обучения преподавателя и ученика);
· использование линейных и нелинейных форм обучения (использование как текстовых, так и гипертекстовых форм обучения) [10].
За последние годы Интернет-образование стало очень популярным и в нашей стране. Образовательные Интернет-ресурсы могут быть ориентированы на формирование определенных знаний, или же на развитие компетентностей, способностей, личных качеств ученика. Нас в данной работе интересовали образовательные Интернет-ресурсы, связанные с формированием самоопределения.
В одном из пунктов данной главы мы описали, каким условиям должна соответствовать образовательная среда, чтобы в полной мере способствовать становлению процесса самоопределения подростка. Одной из задач нашей работы было провести анализ существующих образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением подростка, относительно выделенных нами условий образовательной среды.
Мы не будем приводить здесь описание рассмотренных нами образовательных Интернет-ресурсов, упомянем лишь о том, что мы отбирали данные ресурсы исходя из возраста ученика, на которого они ориентированы и надпредметного (межпредметного) характера содержания ресурса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.