Нам удалось выявить следующие условия среды, способствующей формированию самоопределения старшеклассника:
1. Наличие условий для формирования ценностно-смыслового ядра личности.
2. Включение ученика в различные виды деятельности.
3. Стимулирование активность и самостоятельность ученика.
4. Наличие условия для профессионального самоопределения.
5. Развитие навыков планирования.
Мы проанализировали относительно данных условий существующие в Интернете образовательные ресурсы, связанные с самоопределением. И выяснили, что данные ресурсы влияют лишь частичное на формирование самоопределения. Мы осуществили попытку разработки образовательной мультимедиа-среды, в которой бы соблюдались все выше упомянутые условия формирования самоопределения. Итогом нашей работы явилось создание и апробация электронного практикума по самоопределению для 9-11 классов, а также методические разработки его дальнейшего развития и преобразования в образовательный портал «Земля – наш общий дом».
Старший школьный возраст некоторые авторы относят к подростковому возрасту (ко второму его этапу), другие – выделяют в отдельный период в жизни человека. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12(14) до 25 лет. В отечественной науке юность определяется в границах 14 - 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности и возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. В этот период происходит не только половое созревание, но также органическое и социальное. Раньше половое и социальное созревание наступали одновременно во время инициации, а органическое следовало позже. В современной ситуации все линии развития расходятся. Сейчас происходит сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное.
Нас в данной работе будет больше всего интересовать социальный и личностный аспекты, поэтому в рассмотрении подросткового возраста мы будем делать акцент именно на эти стороны.
1. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций
Отправной точкой теоретических размышлений психологов конца XIX – первой четверти XX века, по мнению И.С. Кона [15], была романтическая концепция юности, общие положения которой были сформулированы Ж.Ж. Руссо. В данной концепции отмечается стадиальность развития человека, и юности отводилось привилегированное место. По поводу концепции Ж.Ж. Руссо между учеными развернулся спор на основании того, какие именно факторы – биологические, социальные или биографические – определяют содержание и характер протекания юности, и обязательно ли она является драматической и кризисной.
Используя биогенетический закон развития Э. Геккеля, согласно которому онтогенез повторяет филогенез, американский психолог Стенли Холл (1846 – 1924) предложил теорию рекапитуляции (1904). Юность (13 –24 лет) в теории Холла соответствует тому времени, когда человечество переживало бурную переходную эпоху, это период «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [25]. Представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.