Для того чтобы выяснить соблюдаются ли выделенные нами условия образовательной среды в данных образовательных Интернет-ресурсах, мы относительно каждого условия среды выработали критерии оценки его наличия или отсутствия. Критерии получились двух видов: тип заданий, предъявляемых ученику и тематика представленной на ресурсе информации. Но у каждого отдельного критерия есть свои особенности, связанные с условием среды, для определения которого он служит.
Первое, что мы анализировали – это насколько присутствуют в том или ином образовательном ресурсе условия для формирования ценностно-смыслового ядра личности. Данное условие логически состоит из двух частей: формирование ценностных ориентаций и формирование экзистенциальной ориентации. Критерием оценки формирования ценностных ориентаций выступал тип (вид) заданий, предъявляемый ученику.
Ценностные ориентации – сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Следовательно, можно выделить следующие типы заданий, связанные с формированием ценностных ориентаций:
1. Материалы и задания, направленные на освоение социо-культурных ценностей (изучение произведений литературы, искусства, истории) - соответствует когнитивному компоненту.
2. Задания, требующие оценочных суждений. В эту же группу, по нашему мнению, можно отнести анализ примера известных личностей – эмотивный компонент.
3. Прожективные ситуации, воспроизводящих факты реального действия, где подростку нужно действовать исходя из собственной системы ценностей – поведенческий компонент.
4. Мы считаем, что в вышеперечисленный список нужно добавить опосредованное формирование ценностей через деятельность (например, проектную).
Чтобы узнать, способствует ли данный образовательный Интернет-ресурс формированию экзистенциальной ориентации ученика, мы смотрели, затрагивается ли в каких-либо формах проблема смысла жизни (тематические тексты, задания, дискуссии) на данном ресурсе или нет.
Следующее условие образовательной среды – это включение подростка в различные виды деятельности. В данном случае в качестве критерия для анализа мы использовали виды продуктов деятельности виртуальных учеников.
Критерием оценки того, насколько среда стимулирует активность и самостоятельность ученика был типы ответов на задания. Мы условно разделили их на следующие типы и степени:
1. Ученик должен выбрать ответ из предложенных вариантов - минимальная степень активности.
2. Ученику нужно дать свой вариант ответа (открытые вопросы) – средняя степень активности.
3. Для успешного выполнения задания, ученику нужно найти самостоятельно какую-либо информацию, получить дополнительные навыки – высокая степень активности.
4. Ответом является создание собственного уникального продукта – максимальная степень активности.
Далее мы изучали, созданы ли условия в конкретном образовательном Интернет-ресурсе для профессионального самоопределения. Критерием выступало наличие или отсутствие информации и заданий по профориентации.
Последние условие образовательной среды, способствующей самоопределению – это развитие навыков планирования (организованное планирование, т.е. умение обеспечивать целей средствами их достижения и долговременное планирование). Критерием являлось наличие информации и заданий для ученика, связанных с планирование его жизни и деятельности.
Итак, произведя на основе данных критериев анализ образовательных Интернет-ресурсов, мы можем сказать о том, что в большинство образовательных ресурсах соблюдают условие включения ученика в различные виды деятельности и условие развития активности и самостоятельности; условие формирования ценностных ориентаций реализуется в 6 ресурсах из 9, а формирование экзистенциальной ориентации отсутствуют во всех; лишь в нескольких образовательных Интернет-ресурсах созданы условия для профессионального выбора и развития навыков планирования (см. Приложение 2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.