Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что каждый из рассматриваемых нами образовательных Интернет-ресурсов, безусловно, имеет свои положительные стороны и удовлетворяет нескольким выделенным условиям среды, но одновременного соблюдения всех условий ни в одном из них не происходит. Следовательно, данные ресурсы способствуют лишь частичному и опосредованному формированию самоопределения старшего подростка.
3. Разработка электронного образовательного ресурса по самоопределению старшеклассника
Следующим шагом нашей работы была разработка такого электронного образовательного ресурса, который бы мог полностью способствовать формированию самоопределения старшеклассника.
Основополагающие идеи построения электронного образовательного ресурса:
· учет особенностей старшего подросткового возраста;
· соответствие интересам подростка, актуальность размещенной на ресурсе информации;
· осуществление постоянной обратной связи;
· применение нетрадиционной, гибкой системы оценивания;
· наличие возможности построения учеником индивидуальной траектории движения в образовательном ресурсе;
· предоставление ученику свободы выбора места и времени занятий в электронном ресурсе;
· наличие возможности работать как индивидуальной, так и группой.
Мы выделили следующие виды учебных заданий, которые должны использоваться в данном электроном ресурсе:
1. задания, требующие оценочных суждений;
2. задания-ситуации на моделирование собственных действий;
3. задачи на принятие важных решений;
4. задачи исследовательского типа;
5. проектная деятельность;
6. психологические тесты;
7. профориентационные задания и упражнения;
8. задания на овладение инструментами и средства планирования деятельности (см. Приложение 4);
9. задания на построение собственного жизненного пути;
10. задания на развитие востребованных компетенций (владение информационными технологиями, саморазвитие, интеграция знаний, социальное взаимодействие, владение разными способами деятельности и т.д. [13]).
Оценка движения и работы подростков в электронном образовательном ресурсе должна носить качественный характер, оценкой могут выступать рецензии преподавателей, психологов, социальных педагогов.
Оцениваться в образовательном электроном ресурсе могут:
· тематические и рефлексивные эссе учеников;
· результаты аналитических и исследовательских заданий (аналитические записки, доклады);
· общая активность подростка в сетевой образовательной программе;
· разработка и реализация авторских проектов (проект, отчет о реализации проекта).
Мы предлагаем две формы реализации данных положений и принципов построения электронного образовательного ресурса: электронный практикум по самоопределению и образовательный Интернет-ресурс.
3.1. Электронный практикум по самоопределению для старшеклассников
Данная форма образовательного ресурса удобна для использования в школе в рамках программы по профориентации. Программа практикума по самоопределению для учеников 9-11 класс состоит из трех этапов. Первый и второй этап представляют собой тренинги, которые проводит непосредственно сам психолог или социальный педагог с группой учеников (см. Приложение 13). Второй этап – эта самостоятельная работа подростков с мультимедиа-презентацией – с электронным практикумом по самоопределению.
На первом этапе кроме упражнений и игр также проводится диагностика с помощью анкетирования (см. Приложение 1), и выявляется, в формировании каких компонентов самоопределения существуют проблемы. На основе ответов анкеты для каждого ученика составляется рекомендуемая индивидуальная программа пути движения по электронному практикуму (определяется набор заданий, которые нужно пройти). Если у ученика все компоненты самоопределения развиты, то он занимается в электронном практикуме без рекомендаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.