Предмет и метод дисциплины. История возникновения и развития (ОН и ОТ). Схема деятельности производственного предприятия, страница 13

3.  Контрольная функция – контроль качества сырья, материалов и готовой продукции.

Функции по обслуживанию работников:

1.  Информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ и выдача заданий

2.  Санитарно-гигиеническое обслуживание

3.  Хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание.

4.  Медицинское обслуживание

5.  Культурное обслуживание

6.  Охрана труда

В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют три вида обслуживания рабочих мест:

·  Централизованное обслуживание – предполагает, что все функции обслуживания сосредоточены в руках одного центра, в рамках структурного подразделения или предприятия в целом. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и увязки с планированием основного производства. Повышение качества и сокращение сроков обслуживания.

·  Децентрализованное обслуживание – предполагает, что функции обслуживания рабочих мест выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом подразделения предприятия. Это увеличивает оперативность в решении проблем обслуживания рабочих мест.

·  Смешанное (комбинированное) обслуживание – предполагает, что часть функций выполняется централизованно, а другая часть децентрализовано.

По форме выполнения обслуживание рабочих мест может быть:

·  Дежурным – преобладает  в единичном и мелкосерийном производстве и выполняется по мере необходимости, при наличии вызова с рабочего места.

·  Планово-предупредительным – применяется в условиях крупно и средне – серийного производства. Предполагает, что все работы по функциям обслуживания выполняются на основе заранее составленных планов-графиков, увязанных с основным производственным планом, при полном освобождении основных рабочих от выполнения каких либо функций.

·  Стандартным – наиболее совершенная форма ППО, характерная для поточно-массового производства, с постоянным закреплением функций за рабочими местами. Обслуживание осуществляется по заранее разработанным, стандартным расписанием и планом, исключающим какие-либо простои рабочих мест по причине необеспеченности любыми видами услуг.

Применение той или иной формы обуславливается типом производства.

5.  Аттестация и рационализация рабочих мест

Аттестация рабочих мест – процесс комплексной проверки и оценки их соответствия нормативным требованиям. В настоящее время существует бальная и альтернативная оценки аттестации рабочего места.

При бальной оценке аттестация производится путем сравнения нормативного количества баллов с фактическими баллами, набранными конкретным рабочим местом. При этом рабочее место считается аттестованным, и при неполном соответствии двух этих величин (с обязательным указанием уровня соответствия).

Альтернативная оценка предполагает, что рабочее место аттестуется только в том случае, если уровень всех показателей, по которым производилась аттестация, соответствует нормативному, в противном случае рабочее место не аттестуется.

Аттестация производится в следующие этапы:

  I.  Учет и инвентаризация рабочих мест, в ходе которых определяются следующие показатели:

a.  Общее число рабочих мест в основном и вспомогательном производстве.

b.  Количество рабочих мест по стадиям производства, профессиям и специальностям работников

c.  Уровень технической оснащенности рабочих мест и наличие на них организационной оснастки

d.  Уровень организации труда на рабочих местах

e.  Число рабочих мест с применением ручного труда

С целью наиболее полного учета все рабочие места классифицируются по основным признакам (вопрос №1).