При расположении карьера грунта, пригодного для отсыпки насыпи, на расстоянии более 5 км применяют комбинированный транспорт. Вначале грунт из основного карьера транспортируют во временные перегрузочные («блуждающие») карьеры думпкарами по рельсовому пути нормальной колеи, а затем из этих карьеров перевозят автомобилями-самосвалами в насыпь, возводимую на", проектную высоту. Перегрузочные карьеры целесообразно устраивать через 3—5 км на сухих возвышенных местах.
Возможна также и вторая схема, по которой автомобилями-самосвалами от- 1 сыпают только нижний слой насыпи, а дальнейшую отсыпку осуществляют,поездной возкой.
Опыт работы механизированных колонн на строительстве железнодорожной I линии Тюмень—Сургут показал целесообразность сооружения земляного по- Щ лотна в комплексе с устройством землевозных дорог на его берме. Уширение основания насыпей повышает их эксплуатационные качества и улучшает условия 1 работы автотранспорта (увеличение скорости, маневренности) и строительных машин (сокращение времени на перебазирование вдоль трассы к временному карьеру).
На болотах II типа независимо от высоты насыпи полностью удаляют торф с целью посадки насыпи на минеральное дно. Одновременно с траншейным вы-торфовыванием устраивают канавы-торфоприемники с двух сторон будущей насыпи, чтобы обеспечить хорошее выжимание торфа при отсыпке в траншею грунта и ускорить посадку насыпи на минеральное дно. Насыпь отсыпают так же, как и на болотах I типа (рис. 58, б).
Для ускорения консолидации грунтов слабых оснований применяют способ временного пригруза. При этом высоту насыпи принимают больше проектной. После стабилизации осадок излишек грунта срезают скреперами и укладывают в бермы.
Весьма эффективно применение для выторфовывания гидромеханизированного способа разработки торфа, позволяющего примерно в 4 раза снизить затраты труда по сравнению с экскаваторными работами.
На болотах III типа в качестве основания насыпей используют минеральное дно. При этом производство работ возможно в двух вариантах: с предварительным удалением торфяной корки-сплавины (рис. 58, в) и без ее удаления. Рыхление растительно-корневого покрова и удаление сплавины производят взрывным способом в зимнее время. Скважины закладывают на глубину, равную , 0,9 толщины покрова, и применяют направленное взрывание на выброс.
Нижнюю часть насыпи отсыпают из дренирующего грунта с «головы» при показателе крутизны откосов т = 1,5; 2. Верхнюю часть насыпи возводят с применением обычных схем транспортирования привозного грунта.
Если проектом предусмотрено оставление сплавины и погружение ее на минеральное дно, то грунт отсыпают на сплавину после рыхления растительно-корневого покрова. В этом случае полная высота насыпи должна быть не менее 3 м над поверхностью торфяной корки. Для ускорения погружения сплавины в ней при помощи драглайна или взрывным способом устраивают две продольные прорези шириной не менее 1 м на расстоянии, равном ширине подошвы будущей насыпи.
Если уклон минерального дна болот превышает 1 : 10 на болотах I и II типов и 1 : 20 на болотах III типа, то предварительно выравнивают основание посредством взрывов.
Сооружение земляного полотна в районах распространения вечномерзлых грунтов
Для районов вечной мерзлоты характерно наличие толщи грунтов, постоянно имеющих отрицательную температуру. Верхний слой, который оттаивает в летнее время и замерзает зимой, называют деятельным. Глинистые грунты деятельного слоя приобретают при оттаивании пластичную и текущую консистенцию. Между этим слоем и вечномерзлой толщей может быть прослойка талого грунта. Встречаются заболоченные участки (мари) глубиной до 2 м с мощным растительным покровом, подстилаемые вечномерзлой толщей.
При сооружении земляного полотна естественные мерзлотно-грунтовые условия нарушаются, а мощность деятельного слоя увеличивается, что приводит к осадкам насыпей, особенно интенсивным в первый летний сезон. В этих условиях прибегают к специальным мероприятиям, предохраняющим полотно от снижения его несущей способности при оттаивании, пучения грунтов деятельного слоя и активных мерзлотных процессов.
В зависимости от мерзлотно-грунтовых и гидрогеологических условий, рельефа и растительного покрова местности принимают один из следующих принципов строительства:
сохранение мерзлого состояния грунтов как во время постройки, так и во время эксплуатации сооружений;
возведение сооружений с учетом возможности оттаивания вечномерзлой толщи в ходе работ и во время эксплуатации полотна.
При проектировании сооружений следует обосновать выбранный принцип и определить мероприятия по его осуществлению.
Исходными данными для планирования работы машин на сооружении земляного полотна служат: состав, глубина залегания и температурный режим вечномерзлых грунтов; состояние грунтов после оттаивания; наличие подземных льдов и мерзлотных процессов (бугров пучения, термокарста, наледей) и их режимы; температурный режим района; количество и период выпадения осадков. Земляное полотно устраивают преимущественно в виде насыпей. Насыпи на слабых и просадочных основаниях, в районах активного развития термокарста и на участках с наличием подземного льда отсыпают, как правило, из скальных, крупноблочных и песчаных грунтов.
Первый принцип применяют преимущественно в глинистых влажных грун-тах, осадки которых при оттаивании могут достигать нескольких десятков сантиметров и привести к недопустимым деформациям полотна. При возведении земляного полотна по этому принципу в пластичномерзлых грунтах предусматривают мероприятия, обеспечивающие понижение температуры грунтов по сравнению с естественной.
Второй принцип применяют в вечномерзлых грунтах, осадка которых в пределах расчетной глубины оттаивания не превысит предельно допустимых значений. Его используют в дренирующих грунтах при неглубоком залегании скальных пород, а также в тех случаях, когда сохранение мерзлого состояния грунтов нецелесообразно по технологическим или экономическим соображениям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.