Ответы на экзаменационные вопросы (Разработка проекта организации строительства новой ж/д. Разработка основного и конкурирующих вариантов организации строительства. Календарный план строительства. Организация и планирование работ по строительству земляного полотна), страница 11

Дополнительная потребность в машинах ведет к увеличению удельных капи­тальных вложений в расчете на 1 м3 земляного полотна вторых путей. Возраста­ет при этом и себестоимость земляных работ в связи с перерывами в работе ма­шин и узким фронтом работ.

Таким образом, приведенные удельные затраты в рублях на 1 м3 готового земляного полотна вторых путей выше, чем на новых линиях, и эта разница увеличивается с ростом грузонапряженности действующего пути. Если же орга­низация земляных работ связана с предоставлением «окон», то к строительным затратам добавляется эксплуатационный ущерб от перерывов в движении поез- , дов. Чтобы снизить величину этого ущерба, проектируют различные варианты организации земляных работ: в зависимости от грузонапряженности перегонов применяют последовательное сооружение земляного полотна на всем протяже нии или выборочное производство работ на отдельных в первую очередь лими­тирующих перегонах.

При последовательной организации работ затраты на перебазирование ма­шин и временные сооружения снижаются, а использование существующего пути для перевозки дренирующего грунта сокращается. Но эта схема не обеспечива­ет рост пропускной способности и получение экономического эффекта от строи­тельства вторых путей до окончания работ на всех перегонах.

Выборочное производство работ по сооружению земляного полотна позволяет сдавать в эксплуатацию лимитирующие перегоны и ликвидировать «узкие» места (по пропускной способности дороги) в ходе работ. Однако себестоимость возведения земляного полотна при этой схеме возрастает в связи с увеличением рассредоточенное™ строительства и в первую очередь вследствие дополнительных перебазировок машин, вызывающих уменьшение их эксплуатационной производительности. Выбор организационной схемы сооружения земляного полотна основан на технико-экономическом сравнении рассматриваемых вариантов.


14.Типы болот, их отличия и особенности. Возведение земляного полотна под второй путь на болотах I, II и III типа, организация производства работ на болотах различных типов. Особенности сооружения земляного полотна на болотах в зимних условиях.

Болотные грунты не обладают достаточной несущей способностью, а поэтому при использовании их в качестве оснований необходимо учитывать возможность появления деформаций как в процессе строительства, так и под действием на­грузок в период эксплуатации.

В зависимости от разновидностей слагающих пластов болотных грунтов и характера их деформаций в период возведения и эксплуатации насыпей болота делят на три типа:

I       — заполненные  торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи высотой до Зм. Эти болота на водоразделах и склонах чаще имеют небольшую глубину и бывают сухими, заполненными плотными болотными грунтами — в основном маловлажными и средней влажности торфом — органо-минеральной смесью, содержащей
более 60% (по массе) растительных остатков и отличающейся большой сжимаемостью и малой плотностью;

II— заполненные торфом и другими болотными отложениями разной консистенции, в том числе выдавливающимися под воздействием насыпи высотойдо 3 м;

III— заполненные илом и водой, в том числе болота с торфяной коркой (сплавиной).  Болота в замкнутых котловинах насыщены водой и на глубину до 20 м заполнены избыточно-влажным торфом, сапропелевыми  грунтами  и жидкими образованиями, которые выдавливаются и растекаются под нагрузкой. Верхний слой этих болот иногда представляет собой плавающую торфяную корку-сплавину. Из-за значительных размеров болот и невозможности предварительного их осушения или обхода сооружение насыпей на болотах, расположенных в котловинах, является наиболее трудоемким.

Для возведения на болотах насыпей, особенно нижней части, используют преимущественно дренирующие грунты. Если их нет, то для насыпей на боло­тах I и II типов допускается применение пылеватого песка и легкой супеси. Применять эти грунты на болотах III типа и другие глинистые грунты на боло­тах всех типов можно только для отсыпки верхней надземной части насыпи.

Для обеспечения высокопроизводительной работы землеройных и тран­спортных машин, лучшей подготовки основания под насыпь и ускорения ста­билизации земляного полотна прибегают к предварительному осушению болот, устраивая с этой целью в зимнее время водоотводные канавы, дренажные про­рези и траншеи.

Одним из рациональных методов консолидации грунтов основания и сниже­ния упругих осадок на болотах I типа (глубиной до 4 м) считают устройство дре­нажных прорезей, а на болотах глубиной более 4 м — вертикальных песчаных дрен. Прорези делают драглайнами или многоковшовыми экскаваторами с по­следующим заполнением песком при помощи бульдозеров.

На болотах I типа глубиной до 2 м полностью удаляют торф в основании на­сыпи (рис. 58, а). При большей глубине торф удаляют частично, для чего раз­рабатывают траншею, глубину которой определяют так, чтобы сумма высоты насыпи над поверхностью болота и глубины траншеи выторфовывания была бы не менее 3,5 м. Высота насыпи, включающая ее часть, расположенную ниже поверхности болота, и величину расчетной осадки, должна быть, по крайней мере, вдвое больше толщины уплотненного слоя торфа в основании насыпи.

Траншеи глубиной до 1 м разрабатывают бульдозером на тракторе класса тяги 10—15, траншеи глубже 1 м—экскаватором-драглайном с ковшом вмес­тимостью 0,65—1 м8. Торф разравнивают бульдозером слоем до 0,5 м в отвалах, размещаемых за пределами водоотводных канав.

Часть насыпи, находящаяся ниже поверхности болота, отсыпают сразу на всю ширину и высоту с «головы». Разрыв между работами по подготовке основа­ния и отсыпкой насыпи не должен превышать оДной-двух смен. Часть насыпи, находящуюся выше поверхности болота, следует отсыпать горизонтальными слоями с послойным уплотнением. При наличии временной автомобильной доро­ги применяют кольцевую схему движения автомобилей-самосвалов, а при дви­жении их только по насыпи устраивают разъезды.