Дополнительная потребность в машинах ведет к увеличению удельных капитальных вложений в расчете на 1 м3 земляного полотна вторых путей. Возрастает при этом и себестоимость земляных работ в связи с перерывами в работе машин и узким фронтом работ.
Таким образом, приведенные удельные затраты в рублях на 1 м3 готового земляного полотна вторых путей выше, чем на новых линиях, и эта разница увеличивается с ростом грузонапряженности действующего пути. Если же организация земляных работ связана с предоставлением «окон», то к строительным затратам добавляется эксплуатационный ущерб от перерывов в движении поез- , дов. Чтобы снизить величину этого ущерба, проектируют различные варианты организации земляных работ: в зависимости от грузонапряженности перегонов применяют последовательное сооружение земляного полотна на всем протяже нии или выборочное производство работ на отдельных в первую очередь лимитирующих перегонах.
При последовательной организации работ затраты на перебазирование машин и временные сооружения снижаются, а использование существующего пути для перевозки дренирующего грунта сокращается. Но эта схема не обеспечивает рост пропускной способности и получение экономического эффекта от строительства вторых путей до окончания работ на всех перегонах.
Выборочное производство работ по сооружению земляного полотна позволяет сдавать в эксплуатацию лимитирующие перегоны и ликвидировать «узкие» места (по пропускной способности дороги) в ходе работ. Однако себестоимость возведения земляного полотна при этой схеме возрастает в связи с увеличением рассредоточенное™ строительства и в первую очередь вследствие дополнительных перебазировок машин, вызывающих уменьшение их эксплуатационной производительности. Выбор организационной схемы сооружения земляного полотна основан на технико-экономическом сравнении рассматриваемых вариантов.
14.Типы болот, их отличия и особенности. Возведение земляного полотна под второй путь на болотах I, II и III типа, организация производства работ на болотах различных типов. Особенности сооружения земляного полотна на болотах в зимних условиях.
Болотные грунты не обладают достаточной несущей способностью, а поэтому при использовании их в качестве оснований необходимо учитывать возможность появления деформаций как в процессе строительства, так и под действием нагрузок в период эксплуатации.
В зависимости от разновидностей слагающих пластов болотных грунтов и характера их деформаций в период возведения и эксплуатации насыпей болота делят на три типа:
I —
заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи
высотой до Зм. Эти болота на
водоразделах и склонах чаще имеют небольшую глубину и бывают сухими, заполненными плотными болотными грунтами — в
основном маловлажными и средней
влажности торфом — органо-минеральной смесью, содержащей
более 60% (по массе) растительных
остатков и отличающейся большой сжимаемостью
и малой плотностью;
II— заполненные торфом и другими болотными отложениями разной консистенции, в том числе выдавливающимися под воздействием насыпи высотойдо 3 м;
III— заполненные илом и водой, в том числе болота с торфяной коркой (сплавиной). Болота в замкнутых котловинах насыщены водой и на глубину до 20 м заполнены избыточно-влажным торфом, сапропелевыми грунтами и жидкими образованиями, которые выдавливаются и растекаются под нагрузкой. Верхний слой этих болот иногда представляет собой плавающую торфяную корку-сплавину. Из-за значительных размеров болот и невозможности предварительного их осушения или обхода сооружение насыпей на болотах, расположенных в котловинах, является наиболее трудоемким.
Для возведения на болотах насыпей, особенно нижней части, используют преимущественно дренирующие грунты. Если их нет, то для насыпей на болотах I и II типов допускается применение пылеватого песка и легкой супеси. Применять эти грунты на болотах III типа и другие глинистые грунты на болотах всех типов можно только для отсыпки верхней надземной части насыпи.
Для обеспечения высокопроизводительной работы землеройных и транспортных машин, лучшей подготовки основания под насыпь и ускорения стабилизации земляного полотна прибегают к предварительному осушению болот, устраивая с этой целью в зимнее время водоотводные канавы, дренажные прорези и траншеи.
Одним из рациональных методов консолидации грунтов основания и снижения упругих осадок на болотах I типа (глубиной до 4 м) считают устройство дренажных прорезей, а на болотах глубиной более 4 м — вертикальных песчаных дрен. Прорези делают драглайнами или многоковшовыми экскаваторами с последующим заполнением песком при помощи бульдозеров.
На болотах I типа глубиной до 2 м полностью удаляют торф в основании насыпи (рис. 58, а). При большей глубине торф удаляют частично, для чего разрабатывают траншею, глубину которой определяют так, чтобы сумма высоты насыпи над поверхностью болота и глубины траншеи выторфовывания была бы не менее 3,5 м. Высота насыпи, включающая ее часть, расположенную ниже поверхности болота, и величину расчетной осадки, должна быть, по крайней мере, вдвое больше толщины уплотненного слоя торфа в основании насыпи.
Траншеи глубиной до 1 м разрабатывают бульдозером на тракторе класса тяги 10—15, траншеи глубже 1 м—экскаватором-драглайном с ковшом вместимостью 0,65—1 м8. Торф разравнивают бульдозером слоем до 0,5 м в отвалах, размещаемых за пределами водоотводных канав.
Часть насыпи, находящаяся ниже поверхности болота, отсыпают сразу на всю ширину и высоту с «головы». Разрыв между работами по подготовке основания и отсыпкой насыпи не должен превышать оДной-двух смен. Часть насыпи, находящуюся выше поверхности болота, следует отсыпать горизонтальными слоями с послойным уплотнением. При наличии временной автомобильной дороги применяют кольцевую схему движения автомобилей-самосвалов, а при движении их только по насыпи устраивают разъезды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.