Организация и планирование общестроительных процессов, технологии производства работ по строительству железнодорожных линий, страница 3

На основе выбранной схемы составляется генеральная схема организации строительства железнодорожной линии, где назначается очередность сдачи её основных объектов в постоянную эксплуатацию. Генеральная схема и проект организации строительства представляют собой исходный материал для составления инвестиционной программы и производственного планирования.

2 Разработка проекта организации строительства участка новой железной дороги

Основное назначение проекта организации строительства – это определение целесообразной последовательности выполнения работ, установление оптимальной продолжительности выполнения работ в целом, продолжительности подготовительного периода и видов, основных строительно-монтажных работ, сроков поставки материалов, конструкций, технологического оборудования. Кроме этого в проекте устанавливают порядок развертывания строительства, места размещения материальных и звеносборочных баз, последовательность сдачи очередей строительства железной дороги в постоянную эксплуатацию.

Проектирование организации строительства ведется одновременно с проектированием железной дороги, а потому организационные решения влияют на направление трассы, основные ее характеристики, определяют конструкцию земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных и других сооружений, зданий и коммуникаций. Основными исходными данными для проектирования служат:

– задание на разработку проекта;

– принципиальные решения из разделов ПОС и технического проекта;

– данные о мощности общестроительных и специализированных организаций;

– наличие производственной базы в зоне строительства, возможности ее использования и развития;

– данные полевого обследования;

– топографические материалы основного комплексного проекта и дополнительные, используемые для проектирования временных сооружений вне полосы отвода.

Проектирование организации строительства ведут на основании норм СНиП 3.01.01–85* [6], технических условий, ведомственных указаний и инструкций, рекомендаций, достижений в области транспортного строительства, предусматривая при этом максимально возможное сокращение продолжительности строительства за счет рационального планирования работ, использования всех видов ресурсов и повышения производительности труда.

Схема организации строительства железной дороги выбирается на основе рассмотрения вариантов, различающихся продолжительностью строительства, направлением и числом комплексных потоков, сроками выполнения работ на объектных потоках. В ходе технико-экономического сравнения вариантов определяется один наиболее экономически эффективный вариант, который позволяет установить продолжительность строительства, целесообразную очередность выполнения работ, выявить ориентировочную потребность строительства в ресурсах.

Во вводной части пояснительной записки к ПОСу приводятся следующие данные:

– описание района прохождения трассы и условий строительства в нем;

– сведения о местных условиях, существенно влияющих на организацию строительства;

– описание климата района строительства с приведением данных о количестве дней с положительной и отрицательной температурой, дождливых дней, снежном покрове, глубине промерзания грунта и т. д.;

– характеристика населенных пунктов, расположение их на трассе, возможность использования для размещения строительных организаций;

– анализ существующих путей сообщения – расположение, возможность использования их для перевозки строительных грузов;

– наличие, расположение и возможность использования для строительства предприятий местной стройиндустрии – домостроительных комбинатов, цементных и кирпичных заводов, заводов сборного железобетона, карьеров песка, щебня, глины;

– расположение и возможность использования для строительства дороги местных источников водоснабжения, энергоснабжения и т. д.

2.1 Варианты принципиальных схем организации строительства

В начале разработки проекта организации строительства составляют и сравнивают принципиальные схемы организации строительства. При этом учитываются многие факторы, влияющие на организацию производства работ по строительству железной дороги, а именно:

– наличие на трассе опорных пунктов, от которых можно вести строительство;

– предполагаемое количество и мощность строительных подразделений;

– методы организации строительства;

– схемы транспортировки местных стройматериалов;

– места расположения предприятий местной стройиндустрии;

– наличие и месторасположение источников местных строительных материалов;

– наличие на трассе и продолжительность строительства преградных объектов;

– объемы основных видов работ;

– общий нормативный срок строительства;

– последовательность сдачи дороги в постоянную эксплуатацию.

Основными целями разработки принципиальных схем организации строительства являются:

– обеспечение надежного и эффективного решения главной задачи – это строительство линии в обоснованные сроки;

– поэтапное транспортное обеспечение развития производительных сил района тяготения железной дороги уже в процессе ее строительства;

– увязка производственных возможностей строительных организаций, участвующих в строительстве дороги;

– решение социальных, экологических и других задач, связанных со строительством.

Организационные решения в этой части проекта должны содержать следующие материалы:

– общие положения по организации строительства;

– обоснование этапности ввода железной дороги в эксплуатацию и использования ее в процессе строительства;

– разработка принципов транспортного обеспечения строительства железной дороги и формирования инфраструктур строительства;

– экономическая и экологическая оценка вариантов организационных схем строительства.

Схемы могут различаться:

– порядком развертывания строительства;

– методами организации строительства;

– количеством и мощностью подразделений, размещением их на трассе и порядком использования;

– порядком преодоления преградных сооружений;

– последовательностью сдачи отдельных участков линии или пусковых комплексов в постоянную эксплуатацию.