Организация и планирование общестроительных процессов, технологии производства работ по строительству железнодорожных линий, страница 20

В ходе предстроительной подготовки генподрядной строительной организацией составляется проект организации работ подготовительного периода. Основное его назначение – определение оптимальной продолжительности подготовительного периода, сроков поставки материалов и конструкций, увязка работ этого периода в технологический комплекс.

Основой для проектирования организации работ служит их набор, выполняемый в подготовительный период. По каждому виду работ этого периода строительства составляется ведомость объемов работ в натуральном выражении. ПОР подготовительного периода состоит из пояснительной записки и графического материала.

Основной метод организации работ подготовительного периода является поточный. Для обеспечения своевременного и качественного выполнения всех работ в принимаемые сроки они должны быть максимально механизированы. Продолжительность подготовительного периода назначается в соответствии с нормативными сроками. Корректировка сроков подготовительного периода в зависимости от вариантов схем организации строительства и длины строящейся железнодорожной линии не выполняется.

При проектировании организации строительства в составе общего технического проекта ПОС подготовительные работы не детализируются, а сам подготовительный период на графике организации строительства изображается сплошной полосой продолжительностью . В пояснительной записке отдельно представляется календарный план работ подготовительного периода. Порядок составления проекта производства работ на отдельные виды (подготовка территории, временное электроснабжение, временные автодороги, связь и т. д.) такой же, как и для работ основного периода. Кроме этого составляется сводная ведомость объемов работ подготовительного периода, где в натуральном выражении распределяется весь объем работ по кварталам. Здесь же выделяются объекты строящихся предприятий, временные здания и сооружения для обеспечения нужд строительства.

В пояснительной записке устанавливаются: последовательность и сроки выполнения работ; потребность в ресурсах; сроки поставки оборудования; решения по размещению строительных подразделений в этот период; сроки передислокации подразделений; потребность во временных зданиях и сооружениях; технико-экономические показатели.

В графических материалах разрабатывается  календарный график организации работ подготовительного периода, представляющий собой график комплексного потока, в котором увязаны объектные потоки (расчистки полосы отвода, строительства притрассовой автомобильной дороги, возведения временных зданий и сооружений), графики поступления материалов и оборудования, схемы геодезического обеспечения строительства, схемы размещения поселков.

Варианты календарного графика могут различаться темпами объектных потоков при использовании различных по своим параметрам машин и механизмов, а также при изменении численности занятых рабочих.

Комплекс работ подготовительного периода строительства железной дороги выполняется в определенной технологической последовательности.

Осуществляется отвод земель на местности согласно нормам отвода по проекту, который содержит план полосы отвода всей линии. Затем производится подготовка полосы отвода. Работы по подготовке полосы отвода включают в себя: рубку леса, корчевку пней, очистку от порубочных остатков и пней установленной полосы отвода, осушение переувлажненной местности, снос или перенос существующих строений, подземных и наземных коммуникаций, мешающих производству работ в полосе отвода.

Основными факторами, определяющими выбор типа машин, являются:

– объем работ соответствующего вида в натуральном измерении;

– эксплуатационная производительность машин в натуральных измерителях; темпы работ;

– климатические и природные условия строительства.

Во всех случаях работы подготовительного периода производят в темпе ведущих работ основного периода, который определен проектом организации строительства.

Своевременное и качественное проведение подготовительных работ по вырубке леса на трассе при сооружении железнодорожной линии является важнейшим условием повышения производительности труда рабочих и обеспечения высокой выработки машин и механизмов.

До начала работ по валке деревьев в целях безопасности работ на всей площади отведенной делянки убирают все ветровальные, зависшие и сухостойные деревья.

В соответствии с проектом линии прорубают визиру, восстанавливают ось земляного полотна, отмеряют ширину вырубки трассы (включая берму, резервы, кюветы, водоотводные канавы, линии связи, площадки под размещение линейно-путевых зданий, временные дороги и другие сооружения).

Работы по расчистке полосы отвода производятся в такой последовательности:

- расчистка от кустарника и мелколесья;

- валка деревьев;

- обрубка сучьев;

- формирование воза и трелевка хлыстов к штабелям;

- раскряжевка и разделка хлыстов;

- подборка сучьев и порубочных остатков;

- корчевка и уборка пней.

Для удобства валки деревьев и обеспечения безопасности производства работ лес предварительно расчищают от кустарника и мелколесья, который выкорчевывают и убирают за пределы полосы отвода кусторезами, бульдозерами и корчевателями-собирателями.

Работы по корчевке пней и удалению кустарника должны быть механизированы. Для этого применяются специальные машины в зависимости от диаметра пней:

– до 30 см – тракторы, бульдозеры и корчеватели-собиратели на тракторах мощностью 100 кВт;

– 30–40 см – бульдозеры и корчеватели-собиратели на тракторах мощностью 100–140 кВт, а также экскаваторы со специальным оборудованием;

– более 40 см – корчевательные лебедки и машины, бульдозеры на тракторах мощностью 200 кВт и выше;

– кусторезы – в зависимости от размеров кустарника.

Пни диаметром свыше 40 см и в случаях, когда пни находятся в мерзлом грунте, рационально и целесообразно удалять с использованием взрывных работ небольшими зарядами взрывчатых веществ (до 1 кг тротила).

Выкорчеванные пни и кустарник удаляются за пределы полосы отвода для использования или же уничтожения.

Производительность кусторезов (га/смену) определяют по формуле

П = b v (Т Кв - nп t) / 10m,                                 (3.14)