Опыт отечественных транспортных строителей не имеет аналогов в мировой практике. Нынешние студенты-путейцы, а в недалеком будущем они станут инженерами-путейцами, должны изучать и обогащать этот опыт, быть достойными приемниками транспортных строителей предыдущих поколений, быть готовыми применить знания на будущих новостройках, которые обязательно появятся как в нашей стране, так и в странах СНГ.
Изучаемая дисциплина должна привить студентам знания современных методов организации и планирования работ, обучить их методике разработки проектов организации строительства и производства работ, научить свободно и грамотно использовать основные нормативные документы в этой области с целью повышения уровня организации и эффективности железнодорожного строительства в предстоящей практической работе.
Предлагаемое пособие является расширенным изложением материала лекций по дисциплине «Организация, планирование и управление в дорожном хозяйстве», подготовленного автором для студентов специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» строительного факультета и факультета безотрывного обучения Белорусского государственного университета транспорта, который с 1976 года принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали на участке Тында – Ургал.
В пособии подробно рассмотрены вопросы организации и планирования комплекса работ по строительству новой железнодорожной линии. Для облегчения изучения студентами учебного материала в приложении У приведена рабочая программа, в приложении Ф – список рекомендуемой учебной, методической, справочной и нормативной литературы, а в приложении Х –вопросы для самоконтроля при изучении дисциплины «Организация, планирование и управление в дорожном хозяйстве».
– постройка новых и соединительных линий;
– сооружение вторых и третьих путей;
– электрификация (перевод железных дорог с тепловозной тяги на электрическую тягу и непосредственное выполнение работ по электрификации на новостройках);
– реконструкция и переустройство отдельных линий (смягчение профиля, увеличение радиуса кривых, переустройство крупных станций), которые осуществляются в условиях непрекращающегося движения поездов.
Организация и планирование каждого из перечисленных видов железнодорожного строительства должны быть правильно подготовлены, реальны, экономически обоснованы, учитывать многообразные условия, возникающие при разворачивании комплекса работ.
Планирование организации строительства ведется по трем стадиям: предпроектной, проектной и производственной (строительной). Все три стадии составляют часть инвестиционного проекта, представляющего собой систему организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для ведения строительства. Главными элементами такой документации являются: принципиальные схемы организации строительства; проект организации строительства (ПОС); проекты организации работ (ПОР); проекты производства работ (ППР); производственный проект организации строительства (ППОС).
Инвестиционный цикл является составной частью строительства и развития железной дороги. Он представляет собой отрезки времени, в течение которых проект инвестируется и происходит полное возмещение затрат на создание объекта прибылью в ходе его эксплуатации. Инвестиционный цикл состоит из трех стадий. На первой стадии, предстроительной, до начала работ подготовительного периода создается инвестиционный проект. На второй стадии выполняется комплекс всех строительно-монтажных и пусконаладочных работ: подготовительный, основной и заключительный периоды строительства железной дороги. На третьей стадии достигается проектная мощность железной дороги (период освоения производственной мощности).
На предпроектнойстадии составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) выбора типа транспортного обслуживания предполагаемого района строительства, определяется основное направление строительства железной дороги, разрабатываются основные положения по организации строительства в данном районе.
Исходными данными для выработки основных решений на предпроектной стадии являются: схема развития и размещения отраслей хозяйства; схема развития и размещения производственных сил экономического района; схема существующей транспортной сети, расположение линий электропередач, линий связи и возможность их развития для нового строительства; директивные указания о сроках ввода новой линии в постоянную эксплуатацию; климатические, гидрологические и инженерно-геологические условия строительства в предполагаемом районе; сведения о возможных преградных сооружениях; возможные места расположения опорных пунктов и обеспечение их транспортными связями; наличие в примыкающем районе предприятий строительной отрасли и возможность их реконструкции и использования для нужд нового строительства; возможность размещения в существующих населенных пунктах строительных подразделений.
Стадия разработки проекта состоит из двух частей. В первой части проекта вырабатываются основные проектные решения (ОПР), разрабатываются и сравниваются принципиальные схемы организации строительства. При этом рассматриваются следующие варианты:
– развертывание строительства в одном или нескольких направлениях;
– ведение строительства различным числом подразделений;
– преодоление преградных сооружений обходами;
– сдача железной дороги в постоянную эксплуатацию отдельными участками или пусковыми комплексами.
При сравнении вариантов определяют совокупный экономический эффект. Экономическая эффективность того или иного варианта организации строительства определяется по минимуму приведенных затрат.
Во второй части проекта на каждую очередь строительства разрабатывается проект организации строительства, который является основой для составления сметы, распределения капитальных вложений финансирования строительства, дальнейшего производственного календарного планирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.