Производственная структура предприятия. Организация поставки, приемки и хранения продовольственных товаров, страница 22

Например, на предприятии не применяется планирование. Руководство предприятия считает, что так как объемы производства и ассортимент продукции не определяются самим предприятием, а всегда задаются заказами школ, причем почти всегда непосредственно перед производством, и на какие-либо изменения в количествах поставляемой продукции никак невозможно повлиять, то планирование вообще не имеет смысла и для нормального функционирования достаточно текущих заказов, передаваемых на производство. Но смысл планирования не ограничивается только  учетом и предсказанием протекающих процессов (и подстраиванием их под показатели предыдущих периодов) с целью  создания четких программ действий для каждого подразделения, что должно обеспечивать экономию материальных, человеческих и временных ресурсов; это в условиях работы предприятия, возможно, не принесло бы значительной экономии. Смысл планирования более широк, он скорее заключается как раз в предугадывании и продумывании множества возможных изменений и того, какое они окажут влияние на деятельность предприятия, а также в разработке программы действий всей структуры производства и ее отдельных элементов в случае наступления каждого из возможных изменений. В этом случае рационально организованное планирование действительно способствует экономии средств. Но создать такую систему планирования, которая могла бы реагировать на все возможные изменения, очень сложно. Поэтому необходимо начать применение планирования хотя бы с введения некоторых элементов.  Например, составления производственной программы для всего предприятия, на каждый день, по месяцам и за год. Если она даже не будет выполняться из-за влияния внешних причин, она может содержать в себе информацию для планов следующих периодов и выявления закономерностей ее изменения. Составление такой программы не должно потребовать больших затрат труда и времени, так как на предприятии всегда фиксируется текущая информация об ассортименте и количествах производимой продукции и необходимо только систематически сводить ее в единую программу, а затем в план. Таким же образом можно организовать и составление на основе используемой на предприятии текущей информации планов издержек, доходов, труда, частные планы; а затем и основных планов, описывающих доходы и расходы и движение средств предприятия в целом. Кроме того, так как основной проблемой, из-за которой применение планирования неэффективно, считается отсутствие возможности предугадать, как изменится количество обслуживаемых школ, прикрепляемых государством к ШБС, необходимо попытаться вводить какие-то методы прогнозирования. Можно изучать социальную ситуацию в районе, например,  выяснять, какие из школ близки к перепрофилированию в частные и вскоре перестанут пользоваться государственным общественным питанием; использовать демографические данные, показывающие, как в планируемом году изменится число учащихся и какая доля должна пользоваться услугами государственного образования.

Но значительно повысить прибыль предприятия возможно только за счет расширения не основного направления, а дополнительной реализации продукции в розницу. В настоящее время у предприятия есть несколько розничных торговых точек, реализующих кондитерскую продукцию и холодные закуски с наценкой больше 56%. Эта деятельность приносит некоторую прибыль, позволяя покрыть издержки от основного направления, но тоже не очень эффективна. Это можно связать с малыми объемами товарооборота и отсутствием спроса на продукцию. Предприятие имеет значительные не используемые производственные мощности, которые могли бы быть задействованы  для производства продукции для розничной продажи, то есть потенциал для повышения объема производства есть. Поэтому, прежде всего, необходимо повышать спрос на продукцию, а значит проводить маркетинговые мероприятия.  Причем, малый спрос, скорее всего, связан не с самим продуктом и не с ценами на него (даже при наценке больше 56% они остаются ниже, чем у конкурентов) а со способами его продвижения к потребителю. В основном продукция реализуется в палатках, расположенных рядом со школами, где спрос уже и так частично удовлетворен, и рядом с самим предприятием. В существующих точках продаж отсутствует какая-либо реклама. Поэтому необходимо проводить маркетинговые исследования, направленные на выявления мест повышенного спроса на реализуемую продукцию (скорее всего, это автотранспортные остановки и местные рынки) и, по возможности, перемещать в них точки реализации. Так как предприятие связано с государством, то у него должны быть некоторые конкурентные преимущества перед другими и должна быть возможность занять наиболее выгодные места реализации. Также следует применять хотя бы недорогие виды рекламы: вывески, объявления, даже если это вызовет некоторое повышение цен.